Устав
Государственного учреждения образования
«Ваверский учебно-педагогический комплекс
детский сад – средняя школа»
Ваверский детский сад – средняя школа
Статут
Дзяржаўнай установы адукацыі
«Ваверскі вучэбна-педагагічны комплекс
дзіцячы сад – сярэдняя школа»
Ваверскі дзіцячы сад – сярэдняя школа
аг. Ваверка
2018 г.
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящий Устав является Уставом Государственного учреждения образования «Ваверский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа».
2. В соответствии с решением Лидского районного исполнительного комитета от 07.12.2009 № 1348 на базе Ваверской средней общеобразовательной школы создано Государственное учреждение образования «Ваверская средняя общеобразовательная школа». В соответствии с решением Лидского районного исполнительного комитета от 03.10.2011 № 1042 Государственное учреждение образования «Ваверская средняя общеобразовательная школа» переименовано в Государственное учреждение образования «Ваверская средняя школа». В соответствии с решением Лидского районного исполнительного комитета от 23.04.2018 № 431 Государственное учреждение образования «Ваверская средняя школа» и Государственное учреждение образования «Детский сад д. Ваверка » реорганизовано путем слияния с передачей прав и обязанностей каждого из них вновь возникшему юридическому лицу – Государственному учреждению образования «Ваверский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа».
3. Учредителем Государственного учреждения образования “Ваверский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа” (далее – учреждение образования) является Лидский районный исполнительный комитет (далее – Учредитель).
4. Учреждение образования осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Гражданским кодексом Республики Беларусь, Декретами, Указами Президента Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь об образовании, Положением об учреждении общего среднего образования, утверждённым постановлением Министерства образования Республики Беларусь 20 декабря 2011 г. № 283 (далее – Положение об учреждении общего среднего образования), Положением об учреждении дошкольного образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь 25 июля 2011 г. № 150 (далее – Положение об учреждении дошкольного образования), иными актами законодательства, нормативными актами, издаваемыми в соответствии с их компетенцией органами образования и другими органами государственного управления, решениями местных органов власти, а также настоящим Уставом.
5. Учреждение образования является юридическим лицом в организационно-правовой форме учреждения.
Имущество учреждения образования находится в коммунальной собственности Лидского района, передано управлению образования
Лидского районного исполнительного комитета на праве оперативного управления и находится в ведении учреждения образования по договору безвозмездного пользования имуществом.
6. Учреждение образования имеет круглую печать с изображением Герба Республики Беларусь, штамп и фирменные бланки со своим наименованием и иными реквизитами, вывески установленного образца.
7. Тип учреждения образования – учреждение общего среднего образования, вид учреждения образования – учебно-педагогический комплекс.
8. Вид учреждения образования может быть изменен. Решение об изменении вида учреждения образования принимается Учредителем по собственной инициативе либо по инициативе учреждения образования при совокупности условий, определяемых пунктом 2 статьи 24 Кодекса Республики Беларусь об образовании.
9. Учреждение образования обеспечивает получение общего среднего и дошкольного образования.
10. Наименование учреждения образования:
на русском языке:
полное наименование: Государственное учреждение образования «Ваверский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа»;
сокращенное наименование: Ваверский детский сад – средняя школа;
на белорусском языке:
полное наименование: Дзяржаўная ўстанова адукацыі «Ваверскі вучэбна-педагагічны комплекс дзіцячы сад – сярэдняя школа»;
сокращённое наименование: Ваверскі дзіцячы сад – сярэдняя школа.
11. Местонахождение учреждения образования (юридический адрес): Республика Беларусь, 231324, Гродненская область, Лидский район, аг. Ваверка, улица Молодежная, дом 6а.
Учреждение образования в течение десяти рабочих дней со дня изменения своего местонахождения обязано направить в регистрирующий орган соответствующее уведомление.
12. Учреждение образования подчиняется управлению образования Лидского районного исполнительного комитета, Главному управлению образования Гродненского областного исполнительного комитета, Министерству образования Республики Беларусь.
13. В учреждении образования не допускается создание и деятельность политических партий, иных общественных объединений, преследующих политические цели, а также создание и анонимная или иная противоречащая законодательству деятельность религиозных организаций.
14. Учреждение образования в вопросах воспитания на основании письменных заявлений законных представителей несовершеннолетних обучающихся может взаимодействовать с зарегистрированными религиозными организациями с учётом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа.
Порядок, условия, содержание и формы такого взаимодействия определяются Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
15. В учреждении образования в соответствии с требованиями санитарных норм, правил, гигиенических нормативов по установленным нормам питания и денежным нормам расходов на питание организуется питание обучающихся. При необходимости организуется диетическое питание.
16. Учреждение образования обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в соответствии с законодательством.
17. Медицинскую помощь обучающимся оказывают медицинские работники государственной территориальной организации здравоохранения.
18. Учреждение образования может быть ограничено в правах лишь в случаях и порядке, предусмотренных законодательными актами.
ГЛАВА 2
ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
19. Учреждение образования является некоммерческой организацией, созданной для достижения образовательных целей, и не преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
20. Предметом деятельности учреждения образования является реализация образовательной программы общего среднего образования, образовательной программы дошкольного образования, образовательной программы специального образования, образовательной программы дополнительного образования в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Учреждение осуществляет следующие виды деятельности:
85100 – дошкольное образование;
85310 – общее среднее образование;
01111 – выращивание зерновых и бобовых культур;
01131 – выращивание картофеля;
01139 – выращивание прочих овощей, бахчевых, корнеплодных, клубнеплодных культур;
01192 – выращивание цветов;
38110 – сбор неопасных отходов;
91011 – деятельность библиотек;
91020 – деятельность музеев;
88910 – дневной уход за детьми;
91012 – деятельность архивов.
Классификация видов деятельности приводится согласно общегосударственному классификатору Республики Беларусь «Виды экономической деятельности» ОКРБ 005-2011, утверждённому постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь 5 декабря 2011 г. № 85.
Виды деятельности, подлежащие лицензированию, осуществляются в учреждении образования после получения соответствующего разрешения (лицензии) в установленном законодательством порядке.
21. Основной целью деятельности учреждения образования является обеспечение права обучающихся на получение дошкольного и общего среднего образования с учётом их индивидуальных потребностей, склонностей и запросов; формирование образованной, высокоморальной, всесторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамических социально-экономических условиях.
22. Основными задачами учреждения образования являются:
22.1. обеспечение получения дошкольного, общего базового и общего среднего образования обучающимися в соответствии с образовательными стандартами дошкольного и общего среднего образования;
22.2. овладение обучающимися основами наук, государственными языками Республики Беларусь, навыками умственного и физического труда;
22.3. приобщение обучающихся к общечеловеческим и национальным ценностям;
22.4. выявление и развитие индивидуальных склонностей и интеллектуально-творческого потенциала обучающихся;
22.5. обеспечение преемственности дошкольного и первой ступени общего среднего образования;
22.6. формирование культуры семейных отношений, ценностного отношения к семье;
22.7. создание специальных условий для получения образования обучающимися с особенностями психофизического развития и оказание им коррекционно-педагогической помощи;
22.8. формирование у обучающихся высоких духовно-нравственных ценностей, здорового образа жизни, гражданственности, патриотизма, ответственности, трудолюбия;
22.9. подготовка учащихся к осознанному профессиональному самоопределению, продолжению образования, трудовой и общественной деятельности, семейной жизни;
22.10. создание условий для нравственно-психологической и социальной адаптации обучающихся, способствование максимальной социализации и востребованности личности каждого обучающегося;
22.11. проведение работы по взаимодействию с другими учреждениями образования, в том числе зарубежными, с целью использования накопленного прогрессивного опыта организации процессов обучения и воспитания.
23. Реализация поставленных учреждением образования задач осуществляется на основе тесного сотрудничества с родителями. Учреждение образования и семья строят свои взаимоотношения на принципах открытости, гласности, доверия.
ГЛАВА 3
СТРУКТУРА УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
24. Учреждение образования имеет в своей структуре следующие структурные подразделения: библиотека, пункт коррекционно-педагогической помощи.
25. Правовой статус и функции структурных подразделений учреждения образования определяются соответствующими положениями, утверждаемыми в установленном порядке в соответствии с законодательством Республики Беларусь, настоящим Уставом.
ГЛАВА 4
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
26. Образовательный процесс в учреждении образования организуется на основе:
26.1. принципов государственной политики в сфере образования;
26.2. образовательных стандартов;
26.3. достижений в области науки и техники, реализуемых в отраслях экономики и социальной сферы инновационных проектов;
26.4. педагогически обоснованного выбора форм, методов и средств обучения и воспитания;
26.5. культурных традиций и ценностей белорусского народа, достижений мировой культуры;
26.6. современных образовательных и информационных технологий.
27. Организация образовательного процесса осуществляется в соответствии c требованиями Кодекса Республики Беларусь об образовании, Положения об учреждении общего среднего образования, Положения об учреждении дошкольного образования, учебно-программной документации соответствующих образовательных программ и других нормативных правовых актов, которые регламентируют деятельность учреждений общего среднего образования.
28.Основные требования к организации образовательного процесса:
28.1. обеспечение качества образования;
28.2. компетентностный подход;
28.3. охрана здоровья обучающихся;
28.4. соблюдение установленных продолжительности учебного года и каникул, сроков и форм аттестации обучающихся;
28.5. соблюдение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов;
28.6. создание безопасных условий при организации образовательного процесса. Требования к мерам безопасности при организации образовательного процесса устанавливаются Министерством образования Республики Беларусь, Министерством здравоохранения Республики Беларусь;
28.7. создание условий для развития творческих способностей обучающихся, вовлечение их в различные виды социально значимой деятельности;
28.8. обеспечение социально-педагогической поддержки обучающимся и оказания им психологической помощи;
28.9. педагогическая поддержка детских и молодёжных общественных объединений.
29. Языками обучения и воспитания в учреждении образования являются государственные языки Республики Беларусь. Учащиеся в обязательном порядке изучают государственные языки (русский и белорусский) и один из иностранных языков.
30. Порядок изучения белорусского языка иностранными гражданами и лицами без гражданства, временно пребывающими или временно проживающими в Республике Беларусь, определяется Министерством образования Республики Беларусь.
31. Обязательный для изучения иностранный язык в учреждении образования – немецкий. В соответствии с Положением об учреждении общего среднего образования для продолжения изучения учащимися V-XI классов ранее изучаемого иностранного языка, который не изучается в Учреждении, при наличии в каждом классе от одного до пяти учащихся выделяется не менее 3-х часов в неделю на класс.
32. Учреждение образования реализует:
32.1. образовательные программы дошкольного образования, общего среднего образования (образовательную программу начального образования, образовательную программу базового образования, образовательную программу среднего образования);
32.2. программу непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь;
32.3. программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении;
32.4. может реализовывать образовательную программу специального образования на уровне дошкольного, общего среднего образования, образовательную программу дополнительного образования детей и молодёжи, а также программу воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении.
33. Для организации образовательного процесса при обучении и воспитании на I, II и III ступенях общего среднего образования учащиеся одного возраста объединяются в классы.
Учреждение образования функционирует в составе групп дошкольного возраста, І-XI классов, осуществляя обучение и воспитание на І, II и III ступенях общего среднего образования (І ступень – І-IV классы, II ступень – V-IX классы, III ступень – X-XI классы).
34. Организация образовательного процесса в дошкольных группах осуществляется в соответствии с требованиями учебно-программной документации образовательной программы дошкольного образования.
Учебно-программная документация образовательной программы дошкольного образования включает в себя учебный план и учебную программу дошкольного образования.
Учебный план разрабатывается учреждением образования на основе типового учебного плана, учебной программы дошкольного образования и утверждается директором учреждения образования.
35. Образовательный процесс при реализации образовательной программы дошкольного образования может осуществляться в разновозрастных группах, в том числе в специальных, группах интегрированного обучения и воспитания дифференцированно в зависимости от возраста воспитанников.
36. Организация образовательного процесса при реализации образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования и образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью может осуществляться в группах интегрированного обучения и воспитания, специальных группах, а также в условиях получения образования на дому в порядке, определенном законодательством Республики Беларусь.
37. Образовательный процесс в дошкольных группах организуется в режиме пятидневной рабочей недели. Основными формами организации образовательного процесса являются игра, занятие.
38. В учреждении образования группы кратковременного пребывания (вечерние группы, группы выходного дня, сезонные и игровые площадки и другие) функционируют по гибкому режиму с учетом графика и сезонности работы законных представителей воспитанников.
В группах кратковременного пребывания возможно совместное пребывание воспитанников и их законных представителей.
39. Комплектование групп учреждения дошкольного образования и перевод воспитанников из одной группы в другую осуществляются ежегодно на начало учебного года (1 сентября).
Комплектование учреждения дошкольного образования осуществляется в соответствии с перечнем медицинских показаний и (или) противопоказаний для получения образования, утверждаемым в соответствии с законодательством.
При комплектовании разновозрастной группы учитывается возможность организации режима дня, оптимально соответствующего возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Специальные группы и группы интегрированного обучения и воспитания комплектуются с учетом рекомендаций об обучении и воспитании воспитанника с особенностями психофизического развития по соответствующей образовательной программе специального образования, составленных в зависимости от структуры и степени тяжести его физических и (или) психических нарушений и содержащихся в заключении государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.
40. Срок получения дошкольного образования определяется законными представителями воспитанников. При этом срок освоения содержания образовательной программы дошкольного образования составляет до пяти лет десяти месяцев и может быть увеличен на один год по медицинским показаниям или по усмотрению законных представителей воспитанников.
41. Организация образовательного процесса при реализации образовательной программы дошкольного образования осуществляется круглогодично.
В течение года устанавливаются каникулы, в период которых занятия с воспитанниками не проводятся. В период каникул проводится только физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая работа с воспитанниками.
Общая продолжительность каникул составляет 110 дней: летние – 90 календарных дней, зимние - 10 календарных дней, весенние - 10 календарных дней.
42. Прием детей в дошкольные группы учреждения образования осуществляется в течение календарного года при наличии в нем свободных мест и на основании:
направления, выданного Ваверским сельским исполнительным комитетом;
заявления законного представителя воспитанника;
медицинской справки о состоянии здоровья ребенка.
Прием детей в учреждение оформляется приказом директора.
43. Зачисление воспитанников в группу интегрированного обучения и воспитания, в специальную группу, на пункт коррекционно-педагогической помощи осуществляется приказом директора при наличии заключения медико-психолого-педагогической комиссии учреждения образования «Государственный Лидский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» (далее – ЦКРОиР) и заявления законного представителя.
44. Перевод воспитанников дошкольного возраста с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР) из специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания в группы общего назначения осуществляется в соответствии с заключением ЦКРОиР и по заявлению законного представителя воспитанника.
45. Перевод воспитанника дошкольного возраста в другое учреждение образования осуществляется:
по инициативе законного представителя воспитанника;
в случаях прекращения деятельности учреждения образования с согласия законного представителя воспитанника.
Приём детей в учреждение образования в связи с переводом из другого учреждения образования осуществляется по предъявлению документов, предусмотренных в п.43, и оформляется приказом директора.
46. Отчисление (прекращение образовательных отношений) воспитанника из учреждения образования осуществляется:
в связи с получением образования;
досрочно.
Досрочное прекращение образовательных отношений по инициативе законного представителя воспитанника осуществляется:
в случае перевода воспитанника в другое учреждение образования;
по собственному желанию законного представителя воспитанника.
Досрочное прекращение образовательных отношений по инициативе учреждения образования осуществляется в случае длительного отсутствия воспитанника (более 30 дней), без уважительных причин в течение учебного года.
Решение об отчислении воспитанника принимает директор путём издания приказа с указанием основания отчисления.
47. Отчисление воспитанников из ПКПП осуществляется приказом директора после исправления нарушений физического и (или) психического развития на основании списка обучающихся, исправивших нарушения психофизического развития, составленного по результатам обследования детей учителем-дефектологом ПКПП и специалистами ЦКРОиР и утверждённого директором ЦКРОиР.
Отчисление из ПКПП может осуществляться и по другим причинам:
смена места жительства;
перевод в иное учреждение образования;
отказ законных представителей воспитанника с ОПФР от коррекционно-педагогической помощи.
В данном случае основанием для отчисления служит заявление законных представителей воспитанника с ОПФР.
48. В случае непосещения воспитанником учреждения образования по уважительным причинам место за ним сохраняется в течение шести месяцев:
болезнь (при условии предоставления медицинской справки);
санаторно-курортное лечение;
оздоровление ребёнка в летний период;
карантин;
по заявлению в период болезни, командировки или отпуска законных представителей.
49. Время пребывания воспитанников в учреждении образования составляет 10,5 часа.
Время пребывания воспитанника в учреждении образования по желанию его законного представителя может быть уменьшено.
50. I и II ступени общего среднего образования составляют общее базовое образование. Получение общего базового образования даёт право на продолжение образования на III ступени общего среднего образования, а также на уровнях профессионально-технического и среднего специального образования.
51. I, II и III ступени общего среднего образования составляют общее среднее образование. Получение общего среднего образования даёт право на продолжение образования на уровнях профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.
52. Срок получения общего базового образования составляет девять лет; общего среднего образования – одиннадцать лет.
Сроки обучения на ступенях общего среднего образования составляют:
на I ступени — четыре года;
на II ступени — пять лет;
на III ступени — два года.
53. Форма получения образования – дневная очная.
54. Образовательный процесс при реализации образовательных программ общего среднего образования организуется по учебным годам. Учебный год делится на четверти.
Продолжительность учебного года устанавливается с 1 сентября по 31 мая. Если указанные даты приходятся на нерабочий день, то начало (окончание) учебного года переносится на последующий (предшествующий) рабочий день.
55. Для учащихся устанавливаются каникулы на протяжении учебного года и летние каникулы.
Общая продолжительность каникул на протяжении учебного года должна быть не менее тридцати календарных дней, для учащихся I и II классов — не менее тридцати семи календарных дней.
Продолжительность летних каникул должна быть не менее 12 календарных недель, а для учащихся IX классов — не менее 10 календарных недель.
56. Образовательный процесс при обучении и воспитании на I, II и III ступенях общего среднего образования организуется в режиме шестидневной школьной недели, включающей пятидневную учебную неделю и один день недели для проведения с учащимися спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, иных воспитательных мероприятий, организации трудового и профессионального обучения.
57. Основной формой организации образовательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования является учебное занятие: урок, наблюдение, экскурсия и иное занятие.
Дополнительно проводятся факультативные, стимулирующие, поддерживающие занятия, учебно-полевые сборы, общественно полезный труд.
58. Учреждение образования имеет право на разработку и проведение в установленном порядке экспериментальной и инновационной деятельности по применению нового содержания обучения и воспитания, новых педагогических систем, которые формируются на принципах непрерывности с другими видами образования.
59. Образовательный процесс при реализации образовательных программ общего среднего образования осуществляется в классах, в том числе классах интегрированного обучения и воспитания, специализированных по спорту классах или индивидуально.
В учреждении образования допускается обучение учащихся по индивидуальным учебным планам.
Образовательный процесс осуществляется индивидуально на основании решения директора учреждении образования, в соответствии с индивидуальным учебным планом или в случаях и порядке, определяемых Положением об учреждении общего среднего образования.
60. Наполняемость классов осуществляется в соответствии с требованиями законодательства.
61. Классы могут делиться на группы в случаях и порядке, определяемых Положением об учреждении общего среднего образования.
62. В учреждении образования для оказания помощи семье в обучении и воспитании учащихся, создания условий для развития творческих способностей, учащихся могут открываться группы продленного дня для учащихся I - IХ классов, Положение о которых утверждается Министерством образования Республики Беларусь.
63. Приём лиц в учреждение образования для получения общего среднего образования осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь.
64. В I класс принимаются лица, которым на 1 сентября соответствующего учебного года исполняется шесть и более лет. По желанию одного из законных представителей ребёнка допускается приём в 1 класс лица, которому шесть лет исполнится в период с 1 по 30 сентября соответствующего учебного года.
Для приёма детей в I класс законные представители в установленные сроки подают заявление на имя директора учреждения образования и представляют следующие документы: копию свидетельства о рождении ребёнка, справку о состоянии здоровья ребёнка.
65. Для учащихся, которые по медицинским показаниям временно или постоянно не могут посещать учреждение образования, создаются условия для получения общего среднего образования на дому.
Перечень медицинских показаний для получения общего среднего образования на дому определяется Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
Решение о получении общего среднего образования на дому принимается отделом образования, спорта и туризма Лидского районного исполнительного комитета на основании заявления учащегося (законного представителя несовершеннолетнего учащегося) и заключения врачебно-консультационной комиссии.
66. Учащиеся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, за исключением экстернов, проходят текущую, промежуточную и итоговую аттестацию.
Текущая аттестация проводится на учебных занятиях с выставлением отметок. Промежуточная аттестация выражается в выставлении отметок за четверть с учетом результатов текущей аттестации.
Результаты текущей и промежуточной аттестации учащихся, за исключением учащихся I и II классов, оцениваются отметками в баллах по десятибалльной шкале, в том числе отметкой 0 (ноль) баллов, либо отметками «зачтено», «не зачтено», «не аттестован(а)» или делаются записи «освобожден(а)», «не изучал(а)». Положительными являются отметки от 1 (одного) до 10 (десяти) баллов, «зачтено» и записи «освобожден(а)», «не изучал(а)».
Текущая и промежуточная аттестация учащихся I и II классов осуществляется на содержательно-оценочной основе, которая предполагает словесную оценку результатов учебной деятельности учащихся, без выставления отметок.
Итоговая аттестация проводится по завершении учебного года, обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования.
Итоговая аттестация по завершении учебного года выражается в выставлении отметок за год (годовых отметок) с учётом результатов промежуточной аттестации в текущем учебном году.
Итоговая аттестация по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования выражается в выставлении итоговых отметок по учебным предметам, по которым проводятся выпускные экзамены, с учетом годовой и экзаменационной отметок.
Перечень учебных предметов, по которым проводятся выпускные экзамены, формы проведения выпускных экзаменов ежегодно до начала учебного года устанавливаются Министерством образования Республики Беларусь.
Учащиеся по медицинским и иным основаниям могут быть освобождены от выпускных экзаменов. Перечень заболеваний, которые являются медицинским основанием для освобождения учащихся от выпускных экзаменов, определяется Министерством здравоохранения Республики Беларусь. Иные основания освобождения учащихся от выпускных экзаменов устанавливаются Министерством образования Республики Беларусь. В случае освобождения учащихся от выпускных экзаменов итоговая аттестация осуществляется на основании годовых отметок.
К итоговой аттестации допускаются учащиеся, выполнившие учебные планы и учебные программы. Результаты итоговой аттестации учащихся оцениваются отметками в баллах по десятибалльной шкале, в том числе отметкой 0 (ноль) баллов, либо отметками «зачтено», «не зачтено», «не аттестован(а)» или делаются записи «освобожден(а)», «не изучал(а)». Положительными являются отметки от 1 (одного) до 10 (десяти) баллов, «зачтено» и записи «освобожден(а)», «не изучал(а)».
Учащимся, не прошедшим итоговую аттестацию в установленный срок по уважительной причине, предоставляется право прохождения итоговой аттестации в другой срок.
Учащимся, не прошедшим итоговую аттестацию в установленный срок без уважительных причин или получившим по ее результатам отметки 0 (ноль) баллов, «не зачтено», «не аттестован(а)», предоставляется право прохождения итоговой аттестации в другой срок.
Порядок проведения итоговой аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования определяется Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденными постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20 июня 2011 г. № 38.
Аттестация учащихся осуществляется в устной, письменной и практической формах, допускается сочетание указанных форм.
Учащиеся, пропустившие более 45 учебных дней в течение учебного года по болезни или в связи с переездом на новое место жительства, могут быть оставлены на повторный год обучения на основании заявления их законных представителей и (или) по решению педагогического совета учреждения образования.
Выпускникам учреждения образования, успешно прошедшим аттестацию по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования выдается свидетельство об общем базовом образовании (свидетельство об общем базовом образовании с отличием), по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования - аттестат об общем среднем образовании (аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью) в соответствии с пунктами 3, 4 статьи 98 Кодекса Республики Беларусь об образовании.
Выпускникам, завершившим обучение и воспитание на II ступени общего среднего образования и успешно усвоившим программу факультативных занятий вносится соответствующая запись в свидетельство об общем базовом образовании.
Выпускникам, завершившим обучение и воспитание на III ступени общего среднего образования, за особые успехи в изучении отдельных предметов вручаются похвальные листы «За особые успехи в изучении отдельных предметов».
67. Учащемуся, не завершившему освоение содержания образовательных программ общего среднего образования, выдаётся справка об обучении в порядке, установленном Министерством образования Республики Беларусь.
68. Учреждение образования может предоставлять в соответствии с законодательством платные услуги в сфере образования.
69. Условием договора о платных услугах в сфере образования являются:
предмет договора;
срок обучения;
стоимость обучения, порядок её изменения;
порядок расчётов за обучение;
ответственность сторон.
70. Воспитание учащихся осуществляется в процессе обучения, внеурочной и внешкольной деятельности.
71. Целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности учащегося.
72. Основными составляющими воспитания являются:
72.1. гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование у учащегося активной гражданской позиции, патриотизма, правовой, политической и информационной культуры;
72.2. идеологическое воспитание, направленное на формирование у учащегося знания основ идеологии белорусского государства, привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности;
72.3. нравственное воспитание, направленное на приобщение учащегося к общечеловеческим и национальным ценностям;
72.4. эстетическое воспитание, направленное на формирование у учащегося эстетического вкуса, развитие чувства прекрасного;
72.5. воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности, направленное на формирование у учащегося потребности в саморазвитии и социальном взаимодействии, психологической культуры;
72.6. воспитание культуры здорового образа жизни, направленное на формирование у учащегося навыков здорового образа жизни, осознание значимости здоровья как ценности, физическое совершенствование;
72.7. гендерное воспитание, направленное на формирование у учащегося представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе;
72.8. семейное воспитание, направленное на формирование у учащегося ценностного отношения к семье и воспитанию детей;
72.9. трудовое и профессиональное воспитание, направленное на понимание учащегося труда как личностной и социальной ценности, осознание профессионального выбора, социальной значимости профессиональной деятельности;
72.10. экологическое воспитание, направленное на формирование у учащегося ценностного отношения к природе;
72.11. воспитание культуры безопасной жизнедеятельности, направленное на формирование у учащегося безопасного поведения в социальной и профессиональной деятельности, повседневной жизни;
72.12. воспитание культуры быта и досуга, направленное на формирование у учащегося ценностного отношения к материальному окружению, умения целесообразно и эффективно использовать свободное время.
73. Организационно-воспитательную работу в классе осуществляют педагогические работники, выполняющие функции классного руководителя.
74. В учреждении образования в целях социальной адаптации обучающихся и оптимизации образовательного процесса осуществляются социально-педагогическая поддержка обучающихся и оказание им психологической помощи.
Социально-педагогическая поддержка обучающихся и оказание им психологической помощи осуществляются социально-педагогической и психологической службой учреждения образования, положение о которой утверждается Министерством образования Республики Беларусь.
75. Режим работы учреждения образования принимается педагогическим советом и утверждается директором. Ежедневное количество и продолжительность учебных занятий, перемен определяется расписанием уроков, которое утверждается директором и устанавливается в соответствии с рекомендациями органов здравоохранения. Расписание учебных занятий должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности для организации питания и активного отдыха.
76. В учреждении образования используются дневники единого образца, утвержденного Министерством образования Республики Беларусь.
ГЛАВА 5
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
77. Учреждение образования в соответствии с возложенными на него задачами имеет право:
осуществлять образовательную деятельность;
вносить в установленном порядке Учредителю предложения по совершенствованию своей организационно-штатной структуры;
осуществлять хозяйственную деятельность, в том числе оказывать физическим и юридическим лицам платные услуги в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
участвовать в экспериментальной, инновационной деятельности в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь;
осуществлять иную деятельность, не запрещенную законодательством Республики Беларусь и предусмотренную настоящим уставом.
78. Учреждение образования обязано:
осуществлять образовательный процесс в соответствии с требованиями образовательных стандартов дошкольного и общего среднего образования, учебно-программной документации образовательной программы дошкольного и общего среднего образования, настоящего Устава;
обеспечивать качество дошкольного и общего среднего образования;
создавать безопасные условия при организации образовательного процесса;
обеспечивать разработку и принятие правил внутреннего распорядка учреждения;
создавать необходимые условия для организации питания и оказания медицинской помощи обучающимся;
знакомить законных представителей, обучающихся при зачислении ребенка в учреждение образования с Уставом, а по их требованию – с учебно-программной документацией;
оказывать содействие уполномоченным государственным органам в проведении контроля за обеспечением качества дошкольного и общего среднего образования;
выполнять иные обязанности, установленные законодательством Республики Беларусь.
ГЛАВА 6
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
79. Участниками образовательного процесса являются обучающиеся, законные представители несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники.
80. Обучающимися являются лица, зачисленные в учреждение образования в установленном порядке для обучения и воспитания.
81. Обучающиеся имеют право на:
81.1. получение образования в соответствии с образовательными программами;
81.2. получение бесплатного дошкольного, общего базового, общего среднего образования за счёт средств республиканского и (или) местных бюджетов в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь;
81.3. получение платных услуг в сфере образования;
81.4. обучение по индивидуальному учебному плану в пределах содержания образовательной программы;
81.5. перевод в другое учреждение образования;
81.6. охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса;
81.7. пользование учебниками и учебными пособиями в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь;
81.8. каникулы;
81.9. бесплатное пользование библиотекой, учебной, производственной, научной и культурно-спортивной базой учреждения образования;
81.10. получение социально-педагогической и психологической помощи со стороны специалистов учреждения образования;
81.11. поощрение за успехи в учебной, спортивно-массовой, общественной, научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной деятельности, а также в образовательных мероприятиях;
81.12. участие в управлении учреждением образования;
81.13. участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах, фестивалях, конференциях и других образовательных мероприятиях, спортивно-массовой, общественной, научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной деятельности в соответствии со своими возможностями;
81.14. участие в молодёжных и иных общественных объединениях, деятельность которых не противоречит законодательству;
81.15. правовую и социальную защищенность в соответствии с действующим законодательством;
81.16. помощь воспитателей дошкольного образования, учителей в овладении знаниями, подготовке к жизни и практической деятельности;
81.17. на открытую оценку своих знаний, учебной и общественной деятельности;
81.18. своевременное получение информации об оценке результатов собственной учебной деятельности, сроках проведения аттестации;
81.19. получение питания в учреждении образования в порядке и на условиях, определяемых Правительством Республики Беларусь;
81.20. посещение мероприятий, организуемых учреждением образования для обучающихся, с учетом возраста обучающихся;
81.21. ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительными документами, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, а также с учебно-программной документацией.
82. Обучающиеся обязаны:
82.1. добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания образовательных программ, программ воспитания;
82.2. заботиться о своем здоровье, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;
82.3. выполнять требования учредительных документов, правил внутреннего распорядка для обучающихся;
82.4. бережно относиться к имуществу учреждения образования; заботиться об эстетическом облике учреждения образования;
82.5. высоко нести честь обучающегося учреждения образования, стремиться повышать его престиж, сохранять и умножать сложившиеся в нем традиции;
82.6. повышать свой образовательный уровень на уроках и факультативных занятиях;
82.7. регулярно посещать учебные занятия, представлять классному руководителю сведения о причинах пропусков учебных занятий;
82.8. участвовать в общественно-полезном труде;
82.9. постоянно работать над саморазвитием и самообразованием, повышать свой культурный уровень;
82.10. уважать честь и достоинства других людей, уважать их взгляды и убеждения, с уважением относиться к национальной истории, культуре своего и других народов;
82.11. достойно вести себя в учреждении образования и за его пределами, заботиться о красоте своей речи, проявлять уважение к старшим и ровесникам, милосердие и человечность;
82.12. поддерживать общественный порядок, соблюдать требования законов и правила общежития, исключить пользование личными средствами связи во время учебных занятий и мероприятий;
82.13. знать и выполнять правила дорожного движения, пожарной безопасности, поведения на воде и другие правила безопасности жизнедеятельности;
82.14. строго соблюдать правила техники безопасности и требовать их выполнения от других;
82.15. не допускать причинения вреда здоровью других лиц;
82.16. носить в учебное время одежду делового стиля;
82.17. подчиняться решениям Совета учреждения образования, приказам директора и его заместителей, требованиям педагогических работников и других работников учреждения образования, органам ученического самоуправления.
83. Основаниями для привлечения обучающегося к дисциплинарной ответственности являются противоправное, виновное (умышленное или по неосторожности) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него актами законодательства, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами учреждения образования (дисциплинарный проступок), в виде следующих действий (бездействия):
83.1. опоздания или неявки без уважительных причин на учебные занятия;
83.2. нарушения дисциплины в ходе образовательного процесса;
83.3. неисполнения без уважительных причин законного требования педагогического работника;
83.4. оскорбления участников образовательного процесса;
83.5. распространения информации, наносящей вред здоровью учащихся;
83.6. порчи зданий, сооружений, оборудования или иного имущества учреждения образования;
83.7. несоблюдения (нарушения) требований законодательства о здравоохранении, пожарной безопасности;
83.8. распития алкогольных напитков, слабоалкогольных напитков, пива, употребления наркотических средств, психотропных, токсических и других одурманивающих веществ в здании и на иной территории учреждения образования, либо появления в указанных местах в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
83.9. курения (употребления) табачных изделий в здании и на иной территории учреждения образования;
83.10. иных противоправных действий (бездействия).
84. За совершение учащимися дисциплинарного проступка устанавливается дисциплинарная ответственность, которая выражается в применении к нему мер дисциплинарного взыскания.
85. К дисциплинарной ответственности привлекаются учащиеся, достигшие к моменту совершения дисциплинарного проступка возраста четырнадцати лет.
86. К учащемуся, совершившему дисциплинарный проступок и не достигшему к моменту его совершения возраста, с которого наступает дисциплинарная ответственность, могут применяться меры педагогического воздействия: индивидуальная беседа с учащимся о допущенных проступках; беседа с законными представителями о допущенных учащимся проступках; рассмотрение проступка на совете по профилактике правонарушений и безнадзорности; рассмотрение проступка на комиссии по делам несовершеннолетних и иные меры педагогического воздействия, не противоречащие законодательству.
87. За совершение дисциплинарного проступка к обучающемуся могут быть применены следующие меры дисциплинарного взыскания: замечание, выговор, отчисление.
88. Отчисление как мера дисциплинарной ответственности может быть применено за:
88.1. длительное отсутствие (более тридцати дней) без уважительных причин на учебных занятиях в течение учебного года;
88.2. систематическое (повторное в течение учебного года) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей обучающегося, если к нему ранее применялись меры дисциплинарного взыскания.
89. Отчисление как мера дисциплинарного взыскания не применяется к:
89.1. обучающемуся, не завершившему освоение содержания образовательной программы базового образования;
89.2. обучающемуся, не достигшему возраста шестнадцати лет.
90. Право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит директору учреждения образования. При выборе меры дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение обучающегося.
91. Дисциплина в учреждении образования поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся.
92. Применение методов физического и психического воздействия по отношению к обучающимся не допускается.
93. Педагогическими работниками признаются лица, которые осуществляют педагогическую деятельность (реализуют содержание образовательных программ, программ воспитания, осуществляют научно-методическое обеспечение образования и (или) осуществляют руководство образовательной деятельностью учреждения образования, его структурных подразделений).
94. Педагогические работники имеют право на:
94.1. обеспечение условий для осуществления профессиональной деятельности;
94.2. защиту профессиональной чести и достоинства;
94.3. установленную нормативами полную педагогическую нагрузку. Педагогическая нагрузка, объём которой меньше, чем норма на ставку заработной платы, допускается только с письменного согласия работника;
94.4. получение гарантированного государством уровня заработной платы в соответствии со своим образованием, квалификацией и педагогической нагрузкой;
94.5. творческую инициативу, свободу выбора педагогически обоснованных форм и методов обучения и воспитания, учебных изданий и средств обучения;
94.6. доступ к учебно-программной, учебно-методической документации, информационно-аналитическим материалам;
94.7. участие в обновлении, разработке и определении структуры и содержания структурных элементов научно-методического обеспечения образования;
94.8. участие в научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной, международной деятельности учреждения образования;
94.9. участие в конкурсах профессионального мастерства;
94.10. участие в управлении учреждения образования через педагогический совет, органы самоуправления учреждения образования;
94.11. моральное и материальное поощрение за успехи в педагогической деятельности;
94.12. объединение в профессиональные союзы, иные общественные объединения, деятельность которых не противоречит законодательству;
94.13. ежемесячную компенсацию расходов на приобретение учебной и методической литературы в порядке и на условиях, определяемых Правительством Республики Беларусь;
94.14. апробацию педагогических инноваций;
94.15. проведение в установленном порядке исследовательской работы по введению и использованию прогрессивных технологий и методов, программ, учебников, учебных пособий, иных средств обучения;
94.16. аттестацию в соответствии с установленным порядком, повышение квалификации и переподготовку в случаях, предусмотренных законодательством, на обобщение передового педагогического опыта;
94.17. уважительное и вежливое отношение со стороны администрации, учащихся, их законных представителей и других работников учреждения образования;
94.18. защиту от неоправданного вмешательства законных представителей несовершеннолетних учащихся в профессиональную деятельность, иную защиту трудовых прав;
94.19. квалифицированную помощь со стороны директора, заместителей директора учреждения образования, руководителей методических структур;
94.20. вызов периодически или в случае необходимости законных представителей, несовершеннолетних обучающихся учреждения образования для психолого-педагогического и учебного консультирования;
94.21. требование от законных представителей несовершеннолетних обучающихся содействия и участия в образовательном процессе;
94.22. посещение своих обучающихся на дому (по предварительной договоренности с законными представителями учащегося);
94.23. защиту и представление прав и интересов обучающихся перед государственными органами, администрацией и органами самоуправления учреждения образования.
95. Педагогические работники обязаны:
95.1. осуществлять свою деятельность на профессиональном уровне, обеспечивающем реализацию образовательных программ, программ воспитания;
95.2. владеть в совершенстве государственными языками Республики Беларусь и осуществлять обучение и воспитание на данных языках;
95.3. соблюдать правовые, нравственные и этические нормы;
95.4. уважать честь и достоинство учащихся и других участников образовательного процесса, воспитанников;
95.5. повышать свой профессиональный уровень, проходить аттестацию;
95.6. вести здоровый образ жизни, пропагандировать его среди обучающихся;
95.7. проходить предварительный медицинский осмотр при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Республики Беларусь;
95.8. осуществлять педагогическую деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь, Правилами внутреннего трудового распорядка, Уставом и иными локальными нормативными документами, выполнять условия трудового договора (контракта), приказы (распоряжения) администрации, решения, принятые органами самоуправления учреждения образования, не противоречащие законодательству;
95.9. добросовестно трудиться, соблюдать трудовую дисциплину;
95.10. стремиться к достижению цели и выполнению задач учреждения образования;
95.11. качественно и в полном объёме выполнять учебный план, требования образовательных стандартов и учебным программ, обеспечивать должный уровень образования обучающихся, развивать их познавательные интересы и способности;
95.12. формировать научное мировоззрение, гуманистические, высоконравственные, гражданские идеалы обучающихся;
95.13. социализировать обучающихся, помогать их самоутверждению, осознанному выбору и последующему освоению ими профессиональных образовательных программ, формировать у них навыки ориентации в современных процессах и социально-экономических условиях;
95.14. сотрудничать с участниками педагогического процесса и иными работниками учреждения образования;
95.15. вести педагогическую работу с законными представителями несовершеннолетних обучающихся, пропагандировать педагогические знания и убеждения;
95.16. проявлять профессиональный интерес к предметам увлечений своих обучающихся;
95.17. предупреждать антиобщественные проявления обучающихся;
95.18. соблюдать деловой стиль одежды во время образовательного процесса;
95.19. выполнять правила и нормы охраны труда, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса, нести за это ответственность;
95.20. соблюдать установленный порядок оформления и хранения документов, хранения учебных пособий и материальных ценностей, бережно относиться к имуществу учреждения образования, принимать меры по предотвращению ущерба;
95.21. поддерживать своё рабочее место, оборудование и т.п. в исправном состоянии, порядке и чистоте;
95.22. повышать свой профессиональный уровень, проходить аттестацию, принимать участие в организационно-педагогических и учебно-методических мероприятиях;
95.23. совершенствовать свой интеллектуальный и культурный уровень, участвовать в жизнедеятельности учреждения образования, уважать, поддерживать и развивать культурные традиции учреждения образования;
95.24. уважать и защищать честь и достоинство учреждения образования, своих коллег, иных работников учреждения образования, обучающихся и их законных представителей;
95.25. поддерживать педагогически обусловленный интеллектуально-творческий стиль профессиональных отношений;
95.26. выполнять иные обязанности, вытекающие из требований законодательства, нормативно-правовых актов, локальных нормативных правовых актов учреждения образования, трудового договора (контракта).
96. Педагогическим работникам запрещается использовать образовательный процесс в политических целях или для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Республики Беларусь и законодательству.
97. Условием работы в учреждении образования для педагогов является педагогический профессионализм, культурный должный уровень личности, признание его цели и задач.
98. Законными представителями несовершеннолетних обучающихся являются их родители, усыновители (удочерители), опекуны, попечители.
99. Законные представители несовершеннолетних обучающихся представляют права и законные интересы несовершеннолетних обучающихся в общественных отношениях в сфере образования без специальных полномочий.
100. Законные представители несовершеннолетних обучающихся имеют право на:
100.1. ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительными документами, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, а также с учебно-программной документацией;
100.2. участие в управлении учреждением образования через органы самоуправления;
100.3. защиту прав и законных интересов обучающихся;
100.4. ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, результатами учебной деятельности обучающихся;
100.5. получение информации обо всех видах обследований (медицинских, психологических, педагогических) обучающихся;
100.6. обращение в Совет учреждения образования, в педагогический совет, к любому педагогическому работнику с вопросом, связанным с образованием детей;
100.7. получение психолого-педагогической помощи;
100.8. требование создания необходимых санитарно-гигиенических, материально-технических и морально-психологических условий для получения детьми полноценного образования;
100.9. в случае несогласия с педагогом обращаться в Совет учреждения образования, в педагогический совет, к администрации с целью разрешения конфликта.
101. Иные права законных представителей несовершеннолетних обучающихся устанавливаются настоящим Уставом, иными актами законодательства и локальными нормативными правовыми актами учреждении образования.
102. Законные представители несовершеннолетних обучающихся обязаны:
102.1. обеспечивать условия для получения образования и развития ребенка;
102.2. уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;
102.3. выполнять требования учредительных документов, правил внутреннего распорядка для обучающихся;
102.4. сотрудничать с учреждением образования по вопросам образования ребенка;
102.5. нести ответственность за воспитание своего ребенка перед учреждением образования;
102.6. прививать детям потребность в трудовом, физическом, эстетическом развитии и нравственном совершенствовании; воспитывать в детях гуманистические идеалы, доброту, ум и волевые качества, развивать высокие культурно-эстетические потребности и художественный вкус;
102.7. постоянно заботиться о физическом и психическом здоровье детей, прививать им санитарно-гигиенические навыки, приобщать к здоровому образу жизни;
102.8. уважительно относиться к учреждению образования, другим участником образовательного процесса, заботиться о поддержании их авторитета;
102.9. нести материальную ответственность за причинение ущерба, нанесенного учреждением образования их детьми;
102.10. контролировать текущую и итоговую успеваемость ребенка, выполнение им домашних заданий;
102.11. обеспечивать ребенка полноценным питанием, одеждой и обувью, необходимыми учебными принадлежностями, условиями для самоподготовки;
102.12. выделять средства для горячего питания и культурно-эстетического развития ребенка, заботиться о его здоровье;
102.13. показывать детям положительный пример своего отношения к работе, поведения в быту, взаимоотношения супругов, заботиться о примерном нравственно-психологическом климате в своей семье;
102.14. уважать, поддерживать и развивать культурные традиции учреждения образования.
103. Законные представители несовершеннолетних обучающихся несут ответственность за ненадлежащее воспитание ребенка в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
104. Не допускается вмешательство законных представителей несовершеннолетних учащихся в выбор педагогическим работником методов обучения, соответствующих законодательству Республики Беларусь. Воспитание учащихся обеспечивается во взаимодействии их законных представителей с педагогическими работниками.
105. Иные обязанности законных представителей несовершеннолетних учащихся устанавливаются настоящим Уставом, иными актами законодательства и локальными нормативными правовыми актами учреждения образования.
106. К иным работникам учреждения образования относятся лица, осуществляющие административно-хозяйственные и иные вспомогательные функции.
107. Права и обязанности иных работников учреждения образования устанавливаются законодательством и иными локальными нормативными правовыми актами учреждения образования, их трудовыми договорами.
108. Работники учреждения образования, обучающиеся и их законные представители несут ответственность за повреждение помещений и строений, учебного оборудования, инвентаря, иного имущества учреждения образования в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
ГЛАВА 7
ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ШТАТОВ И ОПЛАТА ТРУДА РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
109. Трудовые отношения работников в учреждении образования регулируются трудовыми договорами (контрактами), заключаемыми в соответствии с трудовым законодательством, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка.
110. Штатное расписание учреждения образования утверждается директором по согласованию с управлением образования Лидского районного исполнительного комитета на основании типовых штатных нормативов, утверждаемых Министерством образования Республики Беларусь, в пределах средств, выделенных на оплату труда.
111. Для обеспечения своей уставной деятельности учреждение образования нанимает персонал сотрудников следующих категорий:
педагогический - по согласованию с отделом образования, спорта и туризма Лидского районного исполнительного комитета;
административно-хозяйственный;
обслуживающий.
Требования к педагогическим работникам определяются квалификационными характеристиками, утверждёнными в соответствующем порядке.
112. В соответствии с трудовым законодательством Республики Беларусь директор имеет право на изменение существенных условий труда работников в связи с объективными причинами (изменение режима труда, учебной нагрузки, введение сменности, должностей и т.д.).
113. Оплата труда работников учреждения образования осуществляется в соответствии с действующим законодательством, действующими в учреждении образования положениями о премировании, установлении надбавок.
114. В соответствии с законодательством персонал имеет право свободно объединяться и вступать в профессиональные союзы.
ГЛАВА 8
УПРАВЛЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЕМ ОБРАЗОВАНИЯ
115. Управление учреждением образования осуществляется в соответствии с законодательством Республики.
116. К исключительным компетенциям Учредителя относятся:
116.1. принятие решения о создании, реорганизации и ликвидации учреждения образования;
116.2. утверждение Устава учреждения образования, изменений и (или) дополнений, вносимых в Устав учреждения образования;
116.3. определение предмета, целей и задач деятельности учреждения образования;
116.4. учредитель реализует иные права и обязанности, установленные законодательством Республики Беларусь;
117. Руководство учреждением образования осуществляет его директор, который назначается на должность и освобождается от занимаемой должности приказом начальника отдела образования, спорта и туризма Лидского районного исполнительного комитета по согласованию с заместителем председателя Лидского районного исполнительного комитета и управлением образования Гродненского областного исполнительного комитета.
118. Директор учреждения образования:
действует от имени учреждения образования без доверенности и несет ответственность за результаты его деятельности;
в пределах своей компетенции издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников учреждения образования, заключает договоры;
несет ответственность за качество и эффективность работы, условия труда и охрану труда работников, охрану прав, жизни и здоровья детей;
распределяет и несет ответственность за установление нагрузки педагогическим работникам;
осуществляет зачисление, перевод и отчисление обучающихся в осуществляет зачисление, перевод и отчисление обучающихся в учреждение образования;
утверждает Положения, регламентирующие деятельность учреждения образования, и иные локальные документы в соответствии с настоящим Уставом и законодательными актами по согласованию с профсоюзным комитетом;
издаёт приказы и даёт распоряжения, обязательные для всех работников, несёт полную ответственность за результаты деятельности учреждения образования;
приобретает, арендует, заказывает необходимое оборудование и другие материальные ресурсы в любых предприятиях, организациях, кооперативах, в розничной сети или у лиц по безналичному или наличному расчёту;
в соответствии с требованиями действующего законодательства, заключает договоры с организациями, предприятиями и лицами, на выполнение разных видов строительно-монтажных работ по текущему ремонту учреждения образования, оформлению и хозяйственному содержанию его помещений, сооружений и др.;
заключает договоры по оказанию учреждением образования услуг учащимся и их законным представителям, другим гражданам, а также предприятиям, организациям и учреждениям;
в соответствии с законодательством Республики Беларусь, Уставом несет персональную ответственность за сохранность имущества, закрепленного за ним учредителем, и за его эффективное использование;
осуществляет руководство коллективом учреждения образования, обеспечивает подбор и расстановку кадров, создает необходимые условия для повышения квалификации работников;
заключает трудовые договоры (контракты) с педагогическим персоналом учреждения образования после согласования с начальником отдела образования, спорта и туризма Лидского районного исполнительного комитета;
отвечает за финансово-хозяйственную деятельность учреждения образования, заботится о формировании финансовых источников;
вправе делегировать часть своих полномочий своим подчиненным.
осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.
119. Оплата труда директора, в том числе его поощрение за результаты работы, осуществляется в порядке, определенном законодательством.
120. Должностные обязанности директора утверждает начальник управления образования Лидского районного исполнительного комитета.
121. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе (основной деятельности) назначается директором по согласованию с управлением образования Лидского районного исполнительного комитета.
122. Директор в деятельности по управлению учреждением образования взаимодействует с органами самоуправления: советом учреждения, педагогическим советом, попечительским советом, родительским комитетом.
123. Основным органом самоуправления учреждения образования является совет учреждения, возглавляемый директором.
Количественный состав совета составляет 7 человек и формируется в следующей пропорции:
25 % - законные представители обучающихся;
75 % - представители педагогических и иных работников учреждения образования, местных исполнительных и распорядительных органов, общественных объединений, иных организаций.
Члены совета учреждения образования избираются открытым голосованием (представители педагогических и иных работников учреждения образования – на общем собрании трудового коллектива, представители законных представителей воспитанников – на общем родительском собрании). Персональный состав совета учреждения образования утверждается приказом директора.
Срок полномочий совета учреждения образования составляет 3 года.
Совет учреждения образования создается в целях решения основных вопросов деятельности учреждения образования. Компетенция, организация деятельности совета учреждения образования определяется Положением о совете учреждения образования, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь.
124. Деятельность педагогического совета направлена на решение задач определения приоритетных направлений развития учреждения образования, обеспечения качества образования, совершенствования образовательного процесса, профессиональной компетентности педагогических работников, здоровьесберегающей системы в учреждении образования, изучения педагогического опыта, распространения эффективной педагогической практики. Порядок создания и деятельность педагогического совета осуществляется в соответствии с Положением, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь.
125. Родительские комитеты школы (групп, классов) создаются в целях укрепления связей между семьей и учреждением образования, оказания содействия администрации и педагогическому коллективу в создании условий для воспитания и обучения воспитанников, привлечения родительской общественности к активному участию в жизнедеятельности учреждения образования, соблюдения уважительного отношения к участникам образовательного процесса. Родительский комитет организует свою работу на основании Положения о родительском комитете, утвержденного Министерством образования Республики Беларусь.
126. С целью оказания содействия в обеспечении деятельности и развития Учреждения может быть создан попечительский совет, который является органом самоуправления и осуществляет свою деятельность в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Положением о попечительском совете, иными актами законодательства Республики Беларусь и Уставом Учреждения.
126. Задачами деятельности попечительского совета являются:
126.1. содействие Учреждению в развитии материально-технической базы, обеспечении качества образования;
126.2. разработка и реализация планов своей деятельности в интересах Учреждения;
126.3. содействие в улучшении условий труда педагогических и иных работников Учреждения;
126.4. определение направлений, форм, размеров и порядка использования средств попечительского совета;
126.5. содействие в установлении и развитии международного сотрудничества в сфере образования;
126.6. целевое использование средств попечительского совета.
127. Решение о создании попечительского совета принимается инициативной группой, в состав которой могут входить законные представители учащихся, педагогические работники, представители других организаций, иные лица.
128. Решение о включении в состав попечительского совета принимается общим собранием попечительского совета.
129. Высшим органом управления попечительским советом является общее собрание. Возглавляет общее собрание попечительского совета председатель попечительского совета, избираемый на 3 года.
130. Порядок деятельности попечительского совета:
131.1. высшим органом управления попечительским советом является общее собрание, которое проводится не реже одного раза в полугодие;
131.2. общее собрание попечительского совета оформляется протоколом, подписанным председателем и секретарем;
131.3. решения по вопросам, относящимся к исключительной компетенции общего собрания, принимаются квалифицированным большинством (не менее двух третий) голосов присутствующих членов попечительского совета.
132. Финансовые средства попечительского совета формируются из добровольных взносов и иных источников, не запрещённых законодательством, зачисляемых на текущий (расчётный) счёт по учёту внебюджетных средств Учреждения, и используются по целевому назначению в соответствии с решением попечительского совета.
133. Контроль за деятельностью учреждения образования осуществляет управление образования Лидского районного исполнительного комитета.
ГЛАВА 9
ФИНАНСИРОВАНИЕ И ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
134. Финансирование Учреждения осуществляется за счет средств районного бюджета на основе государственных и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного учащегося для данного типа и вида учреждения.
Источниками финансирования Учреждения являются:
средства республиканского и (или) местных бюджетов, средства Учредителя, выделяемые по установленному нормативу Учредителем;
доходы, полученные за счёт осуществления экономической деятельности, соответствующие целям и предмету деятельности Учреждения;
безвозмездная (спонсорская) помощь юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей;
другие источники, которые не запрещены действующим законодательством Республики Беларусь.
135. Привлечение Учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижение нормативов и размеров ее финансирования из районного бюджета.
136. Учреждение имеет право осуществлять приносящую доходы деятельность, в том числе оказывать физическим и юридическим лицам платные услуги, в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
137. Оказание платных услуг в сфере образования не может осуществляться взамен или в рамках образовательной деятельности, финансируемой за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, ухудшать качество предоставления услуг в сфере образования, которые оказываются за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов.
138. Денежные средства, полученные в результате осуществления хозяйственной деятельности, в том числе оказания платных услуг в сфере образования, поступают в самостоятельное распоряжение Учреждения, учитываются и расходуются по сметам, утвержденным в соответствии с законодательством.
Имущество Учреждения находится в коммунальной собственности Лидского района, передано управлению образования Лидского райисполкома на правах оперативного управления и находится в ведении Учреждения по договору безвозмездного пользования имуществом.
Владение, пользование и распоряжение этим имуществом Учреждение осуществляет в пределах, определенных законодательством и собственником.
Имущество Учреждения составляют основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности.
Учреждение не в праве без согласия собственника отчуждать имущество, приобретенное за счет средств, выделенных ей по смете.
Материально-техническая база Учреждения формируется в соответствии с требованиями, установленными законодательством.
Материально-техническую базу Учреждения составляют земельные участки, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и иное имущество.
Укрепление, обновление и развитие материально-технической базы Учреждения осуществляется за счет бюджетных средств, а также средств, полученных в результате оказания платных услуг, реализации продукции и услуг населению, добровольных пожертвований физических и юридических лиц, спонсорских средств, иных видов деятельности, не противоречащих законодательству Республики Беларусь.
139. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами.
140. Запрещается устанавливать Учреждению нормативы по осуществлению приносящей доходы деятельности.
ГЛАВА 10
ДОКУМЕНТАЦИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПОРЯДОК ОТЧЕТНОСТИ
141. Учреждение образования ведет в установленном порядке делопроизводство, архив, представляет сведения, предусмотренные нормативными правовыми актами, в соответствующие органы государственного управления. Должностные лица несут установленную законодательством Республики Беларусь ответственность за искажение государственной отчетности.
Номенклатура дел учреждения образования утверждается в установленном порядке. Документация по финансово-хозяйственной деятельности и по личному составу сдается в архив по месту нахождения учреждения образования.
142. Государственная, статистическая, бухгалтерская и другие формы отчетности предоставляются учреждением образования по месту своего нахождения в установленном законодательством порядке согласно установленным формам в соответствующие сроки.
143. Контроль за деятельностью учреждения образования осуществляется Учредителем и уполномоченными государственными органами.
Ревизия (проверка) финансово-хозяйственной деятельности учреждения образования проводится государственными контролирующими органами, уполномоченными в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь осуществлять ревизии (проверки) финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц.
Государственные органы, уполномоченные осуществлять контроль за обеспечением качества образования, осуществляют деятельность по проверке соответствия образования образовательному стандарту, учебно-программной документации образовательных программ, образовательной деятельности требованиям законодательства.
144. Учреждение образования осуществляет самоконтроль за обеспечением качества образования (комплексный анализ образовательной деятельности, включающий самопроверку, самооценку образовательной деятельности). Порядок и периодичность проведения самоконтроля за обеспечением качества образования определяется руководителем учреждения образования.
ГЛАВА 11
МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
145. Учреждение образования может осуществлять международное сотрудничество в соответствии с актами законодательства на основе международных соглашений и договоров в области образования.
146. Учреждение образования вправе по согласованию с Учредителем:
146.1. участвовать в международной деятельности по линии Министерства образования Республики Беларусь, других министерств, устанавливать прямые связи с органами управления образования и общеобразовательными учреждениями, фондами зарубежных стран;
146.2. участвовать в международном сотрудничестве по проблемам образования, повышения квалификации педагогического мастерства, практической подготовки педагогических кадров;
146.3. заключать соглашения с зарубежными учреждениями образования по обмену педагогами, проведению совместных мероприятий, стажировки и практики педагогов;
146.4. направлять педагогов для участия в международных выставках, конкурсах, соревнованиях и других мероприятиях, используя для этого средства из внебюджетных источников.
ГЛАВА 12
РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
147. Реорганизация и ликвидация учреждения образования осуществляются в порядке, установленном статьей 21 Кодекса Республики Беларусь об образовании и иными актами законодательства.
148. Решение о ликвидации учреждения образования принимается Учредителем на основании оценки последствий такой ликвидации.
149. Изменения и дополнения в Устав учреждения осуществляются в порядке, установленном актами законодательства Республики Беларусь.
150. По вопросам, не предусмотренным настоящим Уставом, учреждение руководствуется действующим законодательством Республики Беларусь.
ГЛАВА 13
ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И (ИЛИ) ДОПОЛНЕНИЙ В УСТАВ
151. Изменения и (или) дополнения в Устав вносятся в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством Республики Беларусь и Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования.
152. Изменения и (или) дополнения, вносимые в Устав Учреждения образования, считаются зарегистрированными с даты проставления штампа на таких изменениях и (или) дополнениях и внесения записи об их государственной регистрации в Единый государственный регистр юридических лиц.