Описание научных теорий и разработок, на основе которых создан инновационный проект
Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности – в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т.д. Разработка научно-теоретических основ патриотического воспитания подрастающего поколения на уровне человека, семьи, рода, школы, деревни-села, района, республики с учетом местной специфики и реальных возможностей остается одной из актуальных задач отечественной педагогической науки.
Проблема памяти о героическом прошлом нашей страны и воспитании на ее основе патриотизма и гражданственности у подрастающего поколения раскрывается в работах академика Национальной Академии наук Республики Беларусь А.А.Ковалени. В фундаментальном издании, вышедшем под его редакцией,<sup><sup>[1]</sup></sup> на высоком научно-теоретическом уровне обосновано положение о том, что белорусский народ вопреки всем сложностям сохранил свой язык, культуру, традиции, обычаи, построил свою государственность. Из этого следует общественно значимая задача – не только сохранить память о героическом прошлом, но и сделать его действенным инструментом воспитания гражданственности и патриотизма. Проблема исторической памяти о Великой Отечественной войне как ресурсе патриотического и гражданского воспитания посвящены работы А.Л.Ластовского, В.В.Даниловича, С.Н.Тёмушева, В.С.Болбаса, Н. В Проказиной, Ю.В.Дороховой, H.H.Хатнюк, Ю.В.Исаевой и др.
В отечественных педагогических исследованиях гражданское и патриотическое воспитание рассматривается в тесной взаимосвязи (В.В.Буткевич, Т.А.Гутарчык, В.А.Зенченко, Д.П.Зубко, Е.П.Маркович, О.Л.Сташкевич и др.). В.В.Буткевич раскрывает органическую взаимосвязь патриотического и гражданского воспитания, что предполагает в качестве основы патриотического и гражданского воспитания развитие у воспитанников любви к своему народу, государству<sup><sup>[2]</sup></sup>. Д.П.Зубко<sup><sup>[3]</sup></sup>, Е.П.Маркович<sup><sup>[4]</sup></sup> выделяют в качестве важнейших задач гражданского воспитания формирование чувства патриотизма, отмечая, что по своей сущности патриотическое воспитание более тесно связано с понятием Родина, Отечество, страна.
Разработкой общих проблем гражданско-патриотического воспитания в современной педагогической науке занимаются как отечественные, так и зарубежные ученые (В.И.Бобрович, А.Л.Барчук, В.В.Буткевич, Л.А.Гащенко, Т.А.Гутарчик, Н.В.Ипполитова, А.В.Русецкий и др.). В имеющихся исследованиях раскрываются как теоретико-методологические (В.Л.Жук, С.М.Захарова, В.Т.Кабуш, Ф.В.Кадол, С.С.Кацевич, В.В.Мартынова, В.П.Тарантей и др.), так и методические его основы (Л.А.Казинец, А.Ю.Крикало, В.М.Петухов, А.У.Толкачева и др.).
Среди научных исследований, в которых рассматриваются социокультурные аспекты формирования содержания гражданско-патриотического воспитания, следует отметить работы, посвященные вопросам развития просвещения и педагогической мысли Беларуси (С.В.Снапковская, Г.Р. Сенькевич и др.), влиянию народной педагогики и национально-культуных традиций белорусов на гражданско-патриотическое становление личности (Г.П.Орлова, В.С.Болбас, И.И.Калачева, Л.В.Ракова и др.).
Вопросы исторической обусловленности гражданско-патриотического воспитания особенностями развития белорусских земель в условиях становления белорусской государственности, религиозно-конфессиональных и национальных процессов, освещают исследования М.И.Вишневского, И.В.Вишневской, И.А.Марзалюка, А.С.Майхровича, С.А.Подокшина, В.В. Старостенко, Ю.Н.Бохана, А.В.Любого, Б.Д.Долготовича, Э.Г.Иоффе, В.Е.Козлякова, В.К.Коршука, В.С.Кошелева, В.Ф.Ладысева, О.А.Яновского и др.
Вопросы организации краеведческой работы, использования краеведческого материала для организации учебной и внеклассной деятельности школьников в связи с проблемой целенаправленного формирования у детей знаний о богатстве культурного наследия края рассматриваются в работах отечественных (А.А.Корзюк, М.В.Пивовар, И.М.Прокопович и др.) и зарубежных исследователей (И.И.Макарова, В.Г.Манджиева, Л.П.Разбегаева, А.Р.Батыршина, Г.И.Ведеиеева, Н.М.Головин и др.)
Актуальные проблемы воспитания гражданина и патриота нашей страны, рассматривались на Международной научно-практической конференции, которая проводилась в Институте социологии НАН Беларуси совместно с Государственным пограничным комитетом Республики Беларусь 16-17 мая 2019 года. В докладах и выступлениях участников конференции – ученых и идеологических работников Беларуси, России и Украины – актуализирована задача создания действенной системы патриотического воспитания, формирования у граждан нашей страны и молодежи устойчивых национально и патриотически ориентированных нравственных ценностей с использованием наиболее эффективные форм работы и ресурсов, сложившихся во всех видах образовательных учреждений<sup><sup>[5]</sup></sup>. Главный научный сотрудник Института социологии НАН Беларуси, доктор философских наук, профессор, академик НАН Беларуси Е.М.Бабосов отметил многоаспектность понятия патриотизм, охарактеризовал многообразие его источников, определил его ведущее место в составе культурного кода белорусов<sup><sup>[6]</sup></sup>.
Различные аспекты понимания ценностных основ современной системы патриотического воспитания рассмотрены в работах Б.С.Гершунского, М.С.Кагана, В.Н.Мясищева, Н.Д.Никандрова, Ю.А.Райсвиха, В.А.Сластенина и др. Взаимосвязь ценностных ориентаций и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения прослеживается в работах В.И.Андреева, О.А.Ильясовой, И.Ф.Исаева, А.В.Кирьяковой, З.А.Мальковой, С.И.Маслова, Б.М.Неменского и др.
Исследованием ценностной проблематики с середины 20 века в советской и постсоветской науке занимались Б.Г.Ананьев, Т.К.Ахаян, Б.М.Бим-Бад, М.В.Богуславский, З.И.Васильева, Б.С.Гинецинский, О.Г.Дробницкий, А.Г.Здравомыслов, П.Р.Игнатенко, М.Г.Казакина, А.В.Кирьякова, А.И.Кравченко, Г.Б.Корнетов, Т.Н.Мальковская, B.C.Мерлин, А.А.Ручка, В.А.Сухомлинский, В.П.Тугаринов, В.А.Ядов и др. Педагоги создавали классификационные модели ценностей, определяемые в качестве содержательной основы воспитания (В.А.Конаковский, А.В.Кирьякова, Н.Д.Никандров, P.M.Рогова); изучали сензитивность личности к присвоению ценностей на различных этапах онтогенеза.
Достаточно полно разработан психологический аспект формирования патриотизма, объясняющий природу патриотических чувств и сознания с позиции элементарных психических процессов. Важнейшие положения известного психолога Л.С.Выготского о высшей нервной деятельности (поведении) человека позволяют утверждать, что решающим фактором человеческого поведения является не только биологический, но и социальный фактор, который привносит с собой совершенно новые моменты в поведение человека. Исследования психологов Е.В.Андриенко, А.К.Колеченко, Р.Л.Кричевского, А.В.Петровского, Н.Ф.Талызиной утверждают, что психологические образования можно определять, формировать и развивать на основе деятельностного подхода к психике.
Методологическую значимость для нашего инновационного проекта представляет исследование социального психолога М.С.Фабрикант<sup><sup>[7]</sup></sup>. На основе анализа индивидуальных историй автор выявила особенности психологической составляющей белорусской национальной идентичности. Плодотворным является ее вывод о том, что основными психологическими ресурсами конструирования национальной идентичности выступают понимание и принятие социально разделяемых критериев национальной самоидентификации, а также индивидуальный опыт позитивно-негативного переживания национальных достижений и эмоции национальной гордости и любви к своей стране.
Проблема формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к миру, историческому прошлому, культурному наследию региона еще недостаточно исследована в отечественной науке, но хорошо разработана российскими педагогами на примере географии и истории<sup><sup>[8]</sup></sup>. В диссертации Е.Е.Сорокиной рассмотрены три группы методов, формирующие эмоционально-ценностное отношение учащихся к миру: методы эмоционально-личностного стимулирования, направленные на развитие мотивационной сферы личности (способность развития эмоций), методы осуществления ценностного обмена содержанием учебного материала, ориентированного на создание межличностного диалога, и методы рефлексии учебной деятельности, способствующие на основе самооценки и самоанализа самоидентификации личности. Данные методы базируются на взаимодействии учителя и учащихся, а также на взаимном уважении и доверии. Научно-методическими условиями реализации формирования у учащихся эмоционально-ценностного отношения являются создание учебных личностно-ориентированных ситуаций, организация и проведение смыслоориентированных самостоятельных работ, применение технологий личностно-ориентированного обучения и использование учебных материалов, ориентированных на формирование эмоционально-ценностного отношения.
Теоретические подходы к использованию историко-культурных ресурсов региона в условиях эколого-туристской деятельности раскрываются в исследовании М.В.Лесниченко-Роговской «Патриотическое воспитание старшеклассников в условиях эколого-туристской деятельности»<sup><sup>[9]</sup></sup>. Автор понимает патриотическое воспитание как процесс систематического и целенаправленного социально-педагогического взаимодействия как его организаторов, так и воспитанников характеризующийся сбалансированным использованием совокупности обоснованных средств, форм и методов с целью формирования: патриотического сознания (знание истории страны; понимание задач, стоящих перед страной, и своего патриотического долга); патриотических чувств (любовь к Родине – к родным местам, родной природе, родному языку; уважение к прошлому своей страны, обычаям и традициям своего народа); патриотических убеждений (стремление к защите чести и достоинства Родины, уважение к службе в армии, готовность защищать Родину); патриотической деятельности (активное и сознательное участие в деятельности, направленной на реализацию государственных и общественных интересов своей страны). Структура патриотического воспитания представлена в исследовании как система взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов: когнитивного; эмоционально-ценностного; мотивационно-потребностного; коммуникативного; деятельностного (поведенческого).
Специфика гражданско-патриотического воспитания и формирования у школьников ценностного отношения к историческому прошлому белорусского народа средствами музейной педагогики отражена в публикациях А.А.Корзюка, С.В.Снапковской , В.М.Воронович и др.
[1] История белорусской государственности. В 5 т. Т. 4. Белорусская государственность накануне и в период Великой Отечественной войны и послевоенного восстановления (1939–1953 гг.) / А. А. Коваленя [и др.]; отв. ред. тома Н. Б. Нестерович; Нац. акад. наук Беларуси, Ин-т истории. – Минск: Беларуская навука, 2019. – 567 с.
[2] Буткевич, В. В. Патриотическое воспитание учащихся: история и современность / В.В. Буткевич. – Минск: Нац. ин-т образования, 2010. — 208 с.
[3] Зубко, Д.П. Современные аспекты воспитания патриотизма и гражданственности / Д.П.Зубко // Праблемы выхавання. – 2005. – №1. – С.12-16.
[4] 5. Маркович, Е.П. Воспитать человека – гражданина и патриота / Е.П. Маркович // Адукацыя і выхаванне. – 2006. – №4. – С.30-34.
[5] Патриотизм и патриотическое воспитание в контексте вызовов современности :
материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 16–17 мая 2019 г. / НАН Беларуси, Ин-т социологии ; Госпогранкомитет ; Ин-т погранич. службы Респ. Беларусь ; редкол.: Г. П. Коршунов (гл. ред.) [и др.]. – Минск : ИПС РБ, 2019. – 433 с.
[6] Бабосов Е. М. Патриотизм – духовно-политическая основа адекватных ответов Беларуси на вызовы современности / Е.М.Бабосов // Патриотизм и патриотическое воспитание в контексте вызовов современности : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 16–17 мая 2019 г. / НАН Беларуси, Ин-т социологии ; Госпогранкомитет ; Ин-т погранич. службы Респ. Беларусь ; редкол.: Г. П. Коршунов (гл. ред.) [и др.]. – Минск : ИПС РБ, 2019. – 433 с. С. 28-31.
[7] Фабрикант, М.С. Психологические ресурсы и механизмы конструирования национальной идентичности в индивидуальных историях граждан Республики Беларусь: автореф. дис. ...психол. наук: 19.00.05 / М.С.Фабрикант. – Минск, 2018. – 30 с.
[8] Сорокина Е.Е.Формирование эмоционально-ценностного отношения учащихся к миру при изучении регионов и стран в курсе географии на профильном уровне: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.02: - С-Пб., 2008. - 18 с.; Гаврилова Н.Г. Формирование ценностного отношения к культурному наследию региона (На материале пропедевтических краеведческих курсов) : Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02: СПб., 1999 195 c.; Хлытина О.М. Формирование ценностного отношения к прошлому (На материале пропедевт. курса истории Отечества): Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 : СПб., 1997 24 c. и др.
[9] Лесниченко-Роговская, М.В. Патриотическое воспитание старшеклассников в условиях эколого-туристской деятельности: автореф. дис….канд. пед. наук: 13.00.05 / М.В.Лесниченко-Роговская. – Минск, 2015. – 27 с.