Обоснование целесообраности (актуальности) темы инновации.
Кодекс Республики Беларусь об образовании, Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021 – 2025 гг. закрепляют приоритет воспитания в учреждениях образования. Стержнем воспитательного процесса является целенаправленное и активное содействие личностному становлению гражданина и патриота своей страны, имеющего активную гражданскую позицию, готового к выполнению конституционной обязанности по защите Родины, формирование уважения к защитнику Отечества на примере героического прошлого белорусского народа.
Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения является стратегическим ресурсом развития общества. Стратегической целью гражданско-патриотического воспитания выступает воспитание личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны. Гражданско-патриотическое воспитание формирует не просто законопослушного гражданина, а человека, осознанно и активно исполняющего свой гражданский долг. В соответствии со стратегической целью определяется педагогическая цель гражданско-патриотического воспитания.
Как социальный феномен патриотизм является особой ценностью, которая необходима человеку, поскольку придает его жизни глубокий смысл. Сегодня мало дать знания, нужно вырастить настоящего гражданина, патриота, научить его мыслить, выражать свое мнение. Стоит задача побудить учащихся формировать собственную гражданскую позицию, почувствовать сопричастность ко всем важным событиям и достижениям прошлого и настоящего белорусского народа.
Патриотизм – это сложное личностное образование, проявляющееся как особенности, качества, характеристики в чувствах, сознании, морально-волевых проявлениях, поступках и поведении, действиях и деятельности, в которых сочетаются любовь к Родине, к земле, где родился, гордость за исторические свершения народа. Личность гражданина-патриота характеризуется проявлением чувства любви к стране, родному краю, близким людям, гордости за свое Отечество, за его историю и достижения народа, почитанием национальных святынь и символов. В социально-педагогическом плане воспитание патриота – это социальный процесс, протекающий под воздействием как объективных факторов влияния социальной среды (семья, школа, общественные организации и т.д.), так и субъективных условий духовно-практической деятельности самой личности. Особую актуальность приобретает поиск новых подходов к вовлечению школьников в социально-культурную деятельность, содержание которой составляет комплекс педагогически целесообразных форм, средств и методов патриотического воспитания.
Одна из основных задач системы образования состоит в том, чтобы наряду с развитием у учащихся познавательной активности, способствовать развитию ценностного отношения к важнейшим сторонам прошлого и современности. Формирование эмоционально-ценностного отношения к миру связано с формированием идеалов личности и находит свое проявление в актуальной системе ее ценностных ориентаций, которая, в итоге, определяет направленность личности.
Ценности являются основополагающим компонентом духовной культуры человечества и базой в формировании индивидуального мировоззрения личности. Аксиологическая направленность педагогики чрезвычайно важна, так как формирование идеологии, взглядов, убеждений личности, поведенческих навыков, воспитание морали и нравственности всегда рассматривалось в качестве педагогической задачи. Функция опыта эмоционально-ценностных отношений – пристрастное, избирательное отношение к объектам и явлениям окружающего мира и себе, формирование системы личностных смыслов. Прошлое принимается учеником как личностная ценность, если он осознаёт связь между прошлым и собственной жизнью и если он способен в творческой, ценностно-ориентационной деятельности, в рефлексии выработать эмоционально-осознанное личностное отношение к героическим событиям отечественной истории. Задача педагога – организовать работу таким образом, чтобы знания о героическом прошлом белорусского народа способствовали развитию у учащихся эмпатии, идентификации себя с исторической судьбой народа. Сопричастность, сопереживание, сочувствие вызывают у детей позитивное отношение к событиям героического прошлого Беларуси. Педагогически грамотно организованная ситуация эмоциональной вовлеченности, в свою очередь, способствует формированию гражданской позиции, как чувства неразрывной связи с народом, сознания ответственности за безопасность и процветание Родины.
Одним из главных направлений духовно-нравственной жизни нашего общества является сохранение исторической памяти. В образовательном пространстве эта задача актуализируется тем, что учащимся необходимо сегодня не только иметь адекватное представление об историческом процессе на примере всемирной или отечественной истории, но и знать «свою», «личную» историю, запечатленную и сохраненную в «местах памяти», тех материальных и нематериальных объектах, которые являются символическими элементами наследия национальной памяти народа. Этот ресурс в нашей стране хорошо представлен на региональном уровне. Историко-культурное наследие «малой Родины» является действенным средством формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа, так как оно способствует выявлению связи региональной истории с Отечественной историей, с событиями всемирного масштаба, прежде всего, это – вклад белорусского народа в победу над фашистской Германией, героического прошлого родной страны.
Особое место в исторической памяти белорусского народа принадлежит событиям Великой Отечественной войны. Память о войне среди жителей Беларуси является достаточно целостной и не вызывающей противоречивых интерпретаций. В массовом сознании она представляется тяжелым испытанием для белорусского народа, проявившего в ней невиданный героизм. Эти социальные представления о прошлом полностью согласуются с тем образом войны, который функционирует в государственном дискурсе. При этом актуализируется связь прошлого и настоящего, победа в войне – это достояние народа, которым можно и нужно гордиться в современности. Это способствует выработке устойчивой положительной эмоциональной связи с национальной общностью.
Актуальность проекта обусловлена огромным значением эмоционально-ценностных отношений в развитии и воспитании личности. Осознание индивидом ценности объекта формирует ценностное отношение как определенный способ видения мира, важное место в котором занимают эмоции. Формой ценностных отношений является эмоционально-психологическая структура. В классификации выделяют предметные ценности как явления материального мира и субъектные, или духовные ценности. Система ценностей, подлежащая усвоению учащимися в процессе изучения разнообразных учебных предметов, включает общечеловеческие, общественные и личностные ценности. Общечеловеческие и нравственно-духовные ценности позволяют подчеркнуть гуманистические аспекты содержания образования.
В рамках учебных программ по отечественной истории, географии, русской и белорусской литературе формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к миру обозначено в качестве ведущей задачи образования. Данные вопросы не остались без внимания со стороны учителей, методистов, ученых-практиков. Отдельные аспекты этой проблемы освещали доктора исторических наук А.А. Коваленя, И.А.Марзалюк, А.М.Литвин, В.В.Данилович и др., кандидаты педагогических наук С.В.Панов, А.А.Корзюк, И.И.Богданович и др. Эти вопросы были актуализированы Президентом Республики Беларусь. А.Г. Лукашенко на вручении паспорта юным гражданам Беларуси подчеркнул: «Патриотизм – не просто разговоры о том, как мы любим Родину (хотя и говорить об этом надо). Это ежедневный труд на ее благо, сохранение исторических, культурных традиций, защита интересов государства и жизни людей. Все это ценности, которые нашим предкам приходилось отстаивать с оружием в руках». Особо Президент выделил героический подвиг тех, кто 75 лет назад отвоевал для белорусов право на существование, разгромив фашизм: «Они сохранили всем нам жизнь и свободу. Я убежден, что это наследие вы будете беречь так же, как и мы». Тем самым на государственном уровне сформулирована задача: продолжить систематическую и целенаправленную работу, как всех социокультурных институтов, так и индивидуумов по воспитанию социально активной личности гражданина и патриота. Использование историко-культурных ресурсов регионов Республики Беларусь будет способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к героическому прошлому белорусского народа и на этой основе воспитанию патриотизма – любви к своему дому, малой родине и стране.
В то же время изучение научной литературы, результатов современных исследований, анализ существующего опыта патриотического воспитания на основе формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа посредством использования историко-культурных ресурсов региона показывают наличие следующих противоречий:
- между насущной необходимостью формирования патриотизма как социально-духовного явления в обществе и девальвацией патриотических чувств, размытостью патриотического сознания, происходящих под влиянием различных факторов современной жизни;
- между возросшими потребностями общества, государства в формировании личности гражданина-патриота на основе национальных культурно-исторических традиций и преимущественной ориентацией подрастающего поколения в современном обществе на абстрактные человеческие ценности;
- между насущной потребностью белорусского общества в патриотически настроенных гражданах и недостаточной сформированностью целенаправленного системного подхода к организации процесса патриотического воспитания с учетом региональной специфики;
- между возросшим интересом современных исследователей и практиков к разработке, совершенствованию, внедрению новых воспитательных технологий и недостаточной готовностью педагогов к применению их в области эмоционально-ценностных отношений к историческому прошлому;
- между потребностями учащихся в социально значимой деятельности, социальном самоутверждении и недостаточным обеспечением реальных условий для проявления учащимися патриотических чувств, осознания связи поколений, вклада каждой семьи в историю Родины.
Следует также отметить, что не в полной мере методически обоснованы подходы к содержательным аспектам названной проблемы. Научно-педагогическим сообществом осознано противоречие между необходимостью формирования у учащихся эмоционально-ценностного отношения к героическому прошлому белорусского народа и отсутствием системного подхода при преподавании предметов гуманитарного цикла в региональном компоненте, что обусловливает актуальность данной темы инновационного проекта.
Целесообразность осуществления данного инновационного проекта обусловлена общими задачами, стоящими перед учреждениями образования республики – сохранение исторического наследия белорусского народа, вовлечение учащихся в активную поисковую и исследовательскую деятельность.
Каждый регион нашей республики богат своим историко-культурным прошлым. Определение историко-культурных ресурсов региона, способствующих формированию у учащихся эмоционально-ценностного отношения к героическому прошлому белорусского народа, является неосредственной задачей учреждений образования – участников проекта.
Историко-культурные ресурсы региона города Лиды и Лидского района: Памятник «Пушка»; гранитная стела на братской могиле евреев; бетонная плита на братской могиле расстрелянных евреев; Мемориальный комплекс на братской могиле 6700 евреев; курган Бессмертия; скульптурный памятник на братской могиле; памятник в честь воинов-освободителей; стела на месте расстрела лидских подпольщиков; скульптурная композиция «Колокол» на братской могиле подпольщиков и мирных жителей; памятник 12 воинам; братская могила советских воинов и партизан; скульптурная композиция «Женщина с ребенком» на братской могиле красноармейцев и партизан; скульптура «Скорбящая мать» на братской могиле 200 военнопленным; стела погибшим землякам; мемориальный комплекс погибшим землякам-подпольщикам.
Общим для всех участников инновационного является сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне, поскольку она – ключевой фактор для формирования белорусской национальной идентичности, наиболее устойчивый и артикулированный комплекс в представлениях о прошлом граждан Беларуси.
Внедрение модели формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа посредством использования историко-культурных ресурсов региона в учебной и внеклассной работе учреждений общего среднего и дополнительного образования будет способствовать осознанию и пониманию учащимися ключевых событий истории нашего государства, сохранению идеалов присущих нашему обществу, осознанию сопричастности себя и своей семьи ко всем важным историческим событиям и достижениям белорусского народа.