Профориентация в школе:
Профориентация – это комплекс психолого-педагогических мероприятий направленных на оптимизацию процесса трудоустройства в соответствии с желаниями, склонностями и сформированными способностями, а так же с учетом потребностей в специальностях на рынке труда.
Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
В настоящее время возникает проблема в выборе профессии не только нормально развивающихся школьников, но и лиц с интеллектуальной недостаточностью, детей с ОПФР. В силу личностных особенностей, выпускникам школы очень сложно сориентироваться в условиях современного рынка труда, поэтому встает вопрос об актуальности этой проблемы.
Какую профессию выбрать?
Выбор учреждения, в котором выпускники продолжат обучение, выбор профессии, с которой они свяжут свою жизнь - это не решение администрации школы, это осознанное решение самого выпускника.
Работа по определению специальности, которой желают овладеть выпускники школы проходит в несколько этапов:
- работа с родителями выпускников в рамках родительских собраний, индивидуальных бесед и консультаций ведётся по плану классного руководителя, социального педагога.
- ознакомление родителей и самих выпускников со списком учреждений, осуществляющих набор выпускников школ;
- сообщение о специальностях, которые предлагают эти учреждения;
- знакомство с материальной базой учреждений;
- проведение консультаций: «Как помочь ребёнку выбрать будущую профессию?»;
- вручение перечня документов, необходимых выпускнику для поступления;
- работа с выпускниками в рамках профориентационных бесед и индивидуальных консультаций ведётся по плану.
- проведение бесед с выпускниками педагогом-психологом, педагогом социальным и представителями учреждений, осуществляющих набор детей с ОПФР;
- прохождение выпускниками врачебно-консультационной комиссии с целью получения заключения о возможности обучения по выбранной специальности;
- проведение экскурсий в учреждения образования, в которых выпускники продолжат своё обучение;
- оказание помощи выпускникам в подготовке документов для поступления;
- доставка выпускников к месту продолжения обучения, заселение в общежитие.
Для того, чтобы адаптация выпускников к новым условиям прошла более успешно необходимо наличие преемственности в работе педагога социального и педагогов социальных профессиональных лицеев.