Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Консультации педагога-дефектолога родителям

Дата: 10 ноября 2016 в 18:34, Обновлено 8 октября 2021 в 09:44
<section id="stickyNav"></section>

Неправильный прикус -что это и что с этим делать?

Неправильный прикус — смещенные контакты верхних и нижних зубов — наблюдается примерно у половины детей. Часто родители не придают значения искривлению зубов или неестественному положению челюстей у ребенка, полагая, что отклонения пройдут с возрастом или сменой зубов. На самом деле, прикус не исправляется сам по себе, наоборот — значительно ухудшается с возрастом. Запущенные аномалии приводят к дефектам внешности, ухудшению состояния зубов и заболеваниям пищеварительной системы.

<blockquote>Исправить прикус в маленьком возрасте значительно проще, чем во взрослом, потому что костная ткань еще окончательно не сформировалась и легко поддается воздействию. Поэтому ортодонтическое лечение можно и нужно начинать даже на молочных зубах.</blockquote>

Определить неправильный прикус может только врач-ортодонт. Но родители могут обратить внимания на характерные признаки и привычки ребенка, которые могут вызвать неправильное формирование челюстей.

Признаки неправильного прикуса у детей

Заметные внешние симптомы:

  • Неправильно стоящие, наклоненные или развернутые зубы;
  • Большие промежутки между зубами или скученность;
  • Непропорциональные челюсти: слишком выдающиеся вперед относительно друг друга или недоразвитые.

Косвенные сигналы:

  • Ребенок прикусывает щеки или язык;
  • Жалуется на боль в челюсти, мышцах лица;
  • Дышит в основном ртом;
  • Ему трудно глотать или жевать пищу;
  • Новые зубы прорезаются с задержкой.

Комбинированные лигатурные брекеты

Открытый детский прикус

При подозрении на отклонение от нормы необходимо посетить ортодонта, не занимаясь самостоятельным лечением. Даже при отсутствии симптомов неправильного прикуса рекомендуется профилактический прием врача после 2-3 лет, чтобы выявить проблемы как можно раньше.

Причины неправильного прикуса у детей

Прикус формируется еще в утробе и часто обусловлен наследственностью или питанием матери во время беременности. Активное возникновение отклонений происходит сразу после рождения. Их причинами, помимо генетики, становятся способы принятия пищи, позы сна, привычки и болезни:

  • Искусственное вскармливание. Дети рождаются с разным размером челюстей: нижняя немного укорочена. До года челюсти выравниваются за счет активной работы мышц и челюстей во время грудного вскармливания. При сосании бутылочки нижняя челюсть почти не напрягается и не развивается, отставая от верхней.
  • Грудное вскармливание после 1,5 лет. После этого возраста в рацион ребенка необходимо вводить твердую пищу. За счет активной работы во время жевания мышцы, челюсти и зубы правильно развиваются и растут.
  • Частое сосание пустышки, пальца, карандашей.Постоянное нахождение предметов во рту мешает зубам расти правильно и становится причиной открытого прикуса — полного отсутствия контактов у части зубного ряда.

Формирование неправильного прикуса

  • Неправильные позы сна и кормления. Запрокидывание головки, опускание подбородка на грудь, рука под щекой во время сна;
  • Заболевания отоларингологических органов. Естественное дыхание человека осуществляется через нос. Если из-за хронического насморка, искривления перегородки, аденоидов, ребенок дышит в основном ртом, то прикус формируется некорректно.

В каком возрасте нужно исправлять прикус ребенку?

Первый профилактический прием ортодонта можно провести в 2-3 года, когда прорежутся все 20 молочных зубов. Врач проведет диагностику, поставит диагноз и назначит лечение. На этом этапе обычно прописывается гимнастика для тренировки мышц. Если у ребенка затруднено носовое дыхание, рекомендуется также посетить отоларинголога.

Проще и быстрее всего прикус выравнивается до 5 лет, когда костная ткань активно формируется и подвижна.

С 6-7 лет можно ставить частичные брекет-системы или использовать съемные техники: трейнеры, пластинки, капы.

Исправление прикуса у подростков начинают в 12-14 лет, когда появились все коренные зубы, но костная ткань пока достаточно подвижна. В этом возрасте уже практически не работают съемные аппараты, но срок лечения на брекетах значительно меньше, чем у взрослых.

Как исправить прикус ребенку?

На разных этапах развития детей эффективны свои методы выравнивания прикуса:

  • Миотерапия — лечебные упражнения для тренировки мышц челюсти — помогает нормализовать прикус до 4 лет. Специальный гимнастический комплекс назначается ортодонтом на основании клинической картины. Нельзя выбирать упражнения самостоятельно по рекомендациям знакомых или схемам из интернета, потому что неправильно составленные тренировки усугубят аномалии. Выполнять комплекс нужно в строгом порядке в одно и то же время ежедневно.
  • Пластинка Шонхера используют в дополнение к лицевой гимнастике и как средство от вредных привычек — сосания пальцев или игрушек.

Пластинка Шонхера

  • Ортодонтические пластинки удерживают зубы в правильном положении металлической дугой, крепящейся к пластиковому основанию. Носятся постоянно и снимаются только во время приема пищи и гигиены. Эффективны с 6 до 12 лет, но работают значительно медленнее, чем брекеты.
  • Трейнеры — силиконовые капы для тренировки жевательных мышц. Их надевают всего на несколько часов в день и ночью для решения проблем глотания, жевания, дикции.

Детская пластинка

  • Детские элайнеры — прозрачные индивидуальные капы. Эта сравнительно новая ортодонтическая технология еще совершенствуется и пока решает не все проблемы прикуса, но нравится пациентам за незаметность и комфорт.
  • Брекет-системы — несъемные ортодонтические аппараты, которые справляются почти со всеми патологиями прикуса. Брекеты выравнивают зубы значительно быстрее, чем съемные аппараты, а риск ортодонтического рецидива — меньше. С тем, что пластинка лечит несколько лет, брекеты справляются за 6-9 месяцев.

Трейнеры

Современная ортодонтия предлагает варианты брекетов под любой запрос пациента:

  • Классические металлические брекеты Orthos, 3MX, Damon Q и ускоренное лечение за счет цифровых технологий;
  • Прозрачные сапфировые или керамические брекеты.

Почему брекеты лучше съемных аппаратов?

В последнее время родители все чаще выбирают брекеты вместо пластинок. Современные дети живут активной жизнью — посещают кружки и спортивные секции. При таком ритме родители, которые сами, как правило, много работают, не могут все время контролировать ребенка. Дети часто забывают надеть пластинки, теряют или ломают их. А в ортодонтическом лечении важны регулярность и непрерывность. Если не носить аппарат дольше 1-2 недель, то он не подойдет и придется делать новый. Каждый ремонт и замена оплачиваются. В результате, лечение становится непродуктивным и дорогостоящим.

Брекеты снять и потерять нельзя, а отклеить довольно сложно. Кроме того, их не нужно чистить и мыть отдельно, достаточно при привычной чистке зубов использовать ершик и специальную щетку.

Самые главные преимущества брекетов — это скорость выравнивания, способность исправить сложные патологии и более стабильный результат.

Профилактика неправильного прикуса

Чтобы предупредить аномалии прикуса у ребенка, достаточно быть внимательными и придерживаться нескольких рекомендаций:

  • Употреблять продукты со фтором и кальцием во время беременности;
  • Отказаться от искусственного вскармливания или использовать специальную соску;
  • Обращать внимания на тип дыхания ребенка: при преобладающем ротовом посетить отоларинголога.
  • Не давать ребенку сосать палец и обычную соску. Использовать ортодонтическую пустышку не дольше 6 часов в день. Отказаться от соски после 9 месяцев.
  • При переходе на обычную пищу давать твердые продукты, которые нужно активно пережевывать.

Важно периодически посещать врача, даже если ничего не беспокоит. Исправить проблему на ранних этапах значительно проще и дешевле, чем во взрослом возрасте.

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти

  • «Трусливый птенчик». Широко открывать и закрывать рот так, чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язык – «птенчик» сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.
  • «Акулы». На счет 1 – челюсть опустить, на 2 – двигать вправо (рот раскрыт), на 3 – челюсть в обычном положении (рот закрыт), на 4 – двигать влево, на 5 – челюсть опущена, на 6 – челюсть выдвигать вперед, на 7 – челюсть в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Выполнять медленно и осторожно.
  • «Жуем». Имитация жевания с открытым и закрытым ртом.
  • «Обезьянка». Челюсть опустить вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.
  • «Сердитый лев». Челюсть опустить вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленно произносить звук а или э на твердой атаке. Усложнение: выполнять с шепотным произнесением указанных звуков.
  • «Силач». Рот открыть, представить, что на подбородке подвешен груз, который надо поднять вверх. Поднимать подбородок, напрягая мускулы под ним, постепенно закрывая рот. Расслабиться.
  • «Ладошки». Поставить руки на стол, сложить ладони одна на другую, упереться подбородком в ладони. Открывая рот, давить подбородком на сопротивляющиеся ладони. Расслабиться.
  • «Дразнилки». Широко и часто открывать рот и произносить «па – па – па».
  • «Скороговорки». Произнесение пословиц, поговорок, скороговорок, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта. В процессе выполнения упражнения следите за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносить немного подчеркнуто.

«Развиваем речь ребёнка дома

с помощью игр»

Уважаемые родители!



Вам предлагаются игры, которые помогут Вашему Ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь Вашего Ребёнка богаче и разнообразнее. 
Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи. В них можно играть в выходные дни, праздники, в будние дни вечерами, когда взрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня. 
Во время игры со словом учитывайте настроение Ребёнка, его возможности и способности. 
Играйте с Ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам! 

"Только весёлые слова" 
Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди, 
допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: "Клоун". Второй: "Радость". Третий: "Смех" и т. д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут. 
Можно сменить тему и называть только зелёные слова (например, огурец, ёлка, карандаш и т. д.), только круглые (например, часы, Колобок, колесо и т. д.). 
"Автобиография" 
Вначале кто-то из Взрослых берёт на себя ведущую роль и представляет себя предметом, вещью или явлением и от его имени ведёт рассказ. Остальные игроки должны его внимательно выслушать и путём наводящих вопросов выяснить, о ком или о чём идёт речь. Тот из игроков, который это угадает, попробует взять на себя роль Ведущего и перевоплотиться в какой-либо предмет или явление. 
Например, "Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная, неизящная. От небрежного обращения погибаю и становится темно не только в душе:". (Лампочка). 
Или: "Могу быть толстым и худым; красивым и не очень. Со мной можно играть, но аккуратно. Когда я однажды похудел по вине Пятачка, Ослик Иа всё равно мне обрадовался:" (Пятачок).
"Волшебная цепочка" 

Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет какое-либо слово, допустим, "мёд", и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово? 
Дальше кто-то из членов семьи отвечает, например, "пчелу". Следующий игрок, услышав слово "пчела", должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, "боль" и т. д. Что может получиться? 
Мёд - пчела - боль - красный крест - флаг - страна - Россия - Москва - красная площадь и т. д. 
"Слова мячики" 

Ребёнок и взрослый играют в паре. Взрослый бросает ребёнку мяч и одновременно произносит слово, допустим, "Тихий". Ребёнок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением "Громкий". Затем игроки меняются ролями. Теперь уже Ребёнок первым произносит слово, а взрослый подбирает к нему слово с противоположным значением. 
"Антонимы в сказках и фильмах" 

Взрослый предлагает детям поиграть со Сказкой, объясняя, что он будет произносить название - антоним, а дети должны будут угадать истинное название - антоним, а Ребёнок должен будет угадать истинное название Сказки. 
Примеры заданий: 
"Зелёный платочек" - ("Красная шапочка"); 
"Мышь в лаптях" - ("Кот в сапогах"); 
"Рассказ о простой курочке" - ("Сказка о золотой рыбке"); 
"Знайка в Лунной деревне" - ("Незнайка в Солнечном городе"); 
"Бэби - короткий носок" - "Пэппи - длинный чулок"); 
"Рассказ о живой крестьянке и одном слабаке" - ("Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях"); 
"Один из Молоково" - "Трое из Простоквашино"); 
"Крестьянка под тыквой" - ("Принцесса на горошине"); 
"Деревянный замочек" - ("Золотой ключик"); 

 

"Если вдруг" 
Ребёнку предлагается какая-либо необычная ситуация, из которой он должен найти выход, высказать свою точку зрения. 
Например, Если вдруг на Земле исчезнут: 
Все пуговицы; 
Все ножницы; 
Все спички; 
Все учебники или книги и т. д. 
Что произойдёт? 
Чем это можно заменить? 
Ребёнок может ответить: "Если вдруг на Земле исчезнут все пуговицы, ничего страшного не произойдёт, потому что их можно заменить: верёвочками, липучками, крючочками, кнопочками, ремнём, поясом и т. д." 
Можно предложить Ребёнку и другие ситуации, например, если бы у меня была: 
Живая вода; 
Цветик-семицветик; 
Сапоги-скороходы; 
Ковёр-самолёт и т. д. 
"Подбери слово" 
Ребёнку предлагается подобрать к любому предмету, объекту, явлению слова, обозначающие признаки. Например, зима какая? (Холодная, снежная, морозная). Снег какой? (Белый, пушистый, мягкий, чистый).Наш город Элиста какой?(красивый,любимый,нарядный,чистый).Наша степь какая? и т.д.
"Кто что умеет делать" 

Ребёнку предлагается подобрать к предмету, объекту как можно больше слов-действий. Например, что умеет делать кошка? (мурлыкать, выгибать спину, царапаться, прагать, бегать, спать, играть, царапаться, и т. д.). 
"Антонимы для загадок" 
Вначале игры игроки договариваются о теме, которая будет служить основой для загадок. Затем Взрослый загадывает Ребёнку загадку, в которой всё наоборот, например, тема "Животные". 
Обитает в воде (значит, на суше); 
Шерсти нет совсем (значит, длинная шерсть); 
Хвост очень длинный (значит, короткий); 
Всю зиму ведёт активный образ жизни (значит, спит); 
Очень любит солёное (значит, сладкое). 
Кто это? 


"Весёлые рифмы" 
Играющие должны подбирать к словам рифмы. 
Свечка - :. печка; 
Трубы - : губы; 
Ракетка - пипетка; 
Слон - :поклон; 
Сапоги - :пироги и т. д. 

Лишнее слово”

 Вы  произносите слова и предлагаете ребенку назвать слово, которое не похоже на остальные: мак, бак, так, банан; сом, ком, индюк, дом; лимон, вагон, кот, бутон; мак, бак, веник, рак; совок, гном, венок, каток; пятка, ватка, лимон, кадка; ветка, диван, клетка, сетка; каток, моток, дом, поток и т. д.

Придумай слово”

 Ребенку называется какое-либо слово и дается инструкция придумать слова, которые звучат похоже (мышка-миска, мишка, крышка, шишка, пышка, фишка; коза-коса, оса, лиса и т. д.).

                     


Консультация для родителей

Тема «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Ход консультации

Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?
Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкая моторика.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.

У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук.

Плохая моторика пальцев рук дает низкие результаты при выполнении различных заданий, как-то: обвести фигуру, нарисовать по образцу и т.д. Ребенок быстро устает, у него падает работоспособность. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому столь важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом в дошкольном возрасте.

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики руки

Рисование

Нарисуйте на листе силуэт машины, человека, дома, снежинки. Попросите ребенка вырезать его по контуру и раскрасить. Можно вырезать цветок из открытки, животное с картинки и т.п.

Возьмите лист бумаги и, сложив его, вырвите посередине кусок. Затем расправьте лист и попросите малыша обвести прорубь и обнести ее забором, чтобы туда никто не упал. Если отверстие получится квадратное, можно попросить нарисовать дом так, чтобы окно находилось в центре.

Обведение любых вкладышей из серии "рамки и вкладыши Монтессори" полезно для развития руки, не менее полезно их заштриховывать. Каждую фигурку следует штриховать под разным углом наклона и с различной степенью густоты линий. Хорошо, если штрихование получится разной степени интенсивности: от бледного, еле заметного до яркого, темного. Полезно также штрихование сеткой. Во всех случаях ребенку нужны образцы, так что поштриховать придется и вам.

  • Обводить можно все, что попадется под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т.д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печений или кексов.
  • Как можно чаще, даже в очереди, рисуйте ребенку всевозможные лабиринты. Пусть "пройдет" по ним карандашом. Чтобы занятие не наскучило, лучше всего объяснить, что это за лабиринт, куда он ведет, и кто по нему должен пройти. (" Этот лабиринт в замке Снежной Королевы, он изо  льда. Герда должна пройти по нему,  не касаясь стенок, иначе она замерзнет").
  • Раскраски

Аппликации

   Можно попросить малыша вырезать из бумаги (по вашему контуру) ежа и ручкой или карандашом быстро натыкать ему точки-иголки.

Мозаика

Лепка

Игры-шнуровки, плетения

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. Научиться прокалывать аккуратные дырочки тоже полезно.

Игры с предметами

Попросить ребенка выложить из веревочки контур домика.

Положите на пол лист бумаги. И попросите ребёнка поднять его большим и указательным пальцами, указательным и средним и т.д.

На ощупь можно определять, какая игрушка находится в руках, какой предмет теплее, какая поверхность шершавее.

Исходное положение - сидя на коленях и на пятках. Руки согнуты в локтях, ладони повернуты вперед. Большой палец противопоставлен остальным. Одновременно двумя руками делается по два шлепка каждым пальцем по большому пальцу, начиная от второго к пятому и обратно.

·         "Резиночка". Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой рукой.

·         Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:

"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы".

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

·         Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д.

·         Строим "сруб" из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.

·         Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

"Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!".

·         Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д.

·         Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:

"Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину веревку".

  • Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке.
  • Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:

"Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех".

  • Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.
  • Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:

"У сосны, у пихты, елки

Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник".

  • Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно      поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря:

"В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходили

И смотрели всех подряд

Медвежат, волчат, бобрят".

  • Берем пельменницу. Ее поверхность, как вы помните, похожа на соты. Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами:

"Пальцы, как пчелы, летают по сотам 

И в каждую входят с проверкою: что там?

Хватит ли меда всем нам до весны,

Чтобы не снились голодные сны?


«Развиваем пальцы - развиваем речь»

Дошкольный возраст – наилучшее время для развития способностей человека. Родителей и педагогов волнуют вопросы: как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе? Учёными доказано, что развитие руки ребёнка находится в тесной связи с развитием речи и мышления.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь.

Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия могут привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта.

Но важно помнить, что в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 5-7 годам заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

Работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Развитие моторики рук оказывает большое влияние на речевую активность ребёнка, так как уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

Задача взрослых – помочь ребёнку начать полноценно использовать возможности своих рук. Чем раньше и полнее реализуются эти возможности, тем больше вероятности добиться успеха в развитии речевой деятельности ребёнка.

Через тактильные ощущения руки удаётся добиться эмоционально-положительной реакции на те манипулятивные действия, которые проводятся с его руками.

Эффективность работы с детьми, во многом зависит от того. Насколько тесен контакт в работе учителя-логопеда и родителей.

Важным моментом является привлечение родителей к активной деятельности по выполнению рекомендаций и заданий дома. Родители получают возможность закрепления ребёнком полученных на логопедическом занятии речевых и других навыков и умений в свободном речевом общении – во время прогулок, походов в магазин, то есть в повседневной жизни.

Таким образом, чем раньше родители начнут уделять внимание развитию моторики рук ребёнка, тем больше у него будет возможностей для активизации речевой деятельности.

                          


Консультация для родителей «Как подготовить ребёнка к школе?»

 

Подготовка ребёнка к школе – это очень напряжённый и ответственный момент в жизни каждого родителя. Многие спрашивают, что именно необходимо сделать для адаптации детей к новым условиям в качестве ученика.

Можно выделить три основных показателя готовности ребёнка к школе:

Первый показатель – это общее развитие ребёнка. К тому времени, как малыш сядет за парту, его общая подготовка должна иметь определённый уровень. Это касается в первую очередь интеллекта, памяти и внимания. 

Второй показатель – это произвольное управление собой и своими мыслями. Запомнить что-то во всех деталях и надолго ребёнок может, если его это сильно заинтересовало, но сосредоточиться на том, что не вызывает у него какого-либо интереса, очень трудно.  

Крайне важно выработать и заострить внимание на этом умении перед поступлением в школу. Ребёнок должен уметь делать не только то, что хочется, но и то, что надо, даже в тот момент, когда это совсем не интересно.  

Третий показатель – это мотивация ребёнка. Здесь речь идёт не о естественном интересе, которым грешат все родители: общение со сверстниками, игры и прочее, а именно о глубокой мотивации, являющейся причиной стремления к получению знаний в школе.

Все эти три показателя крайне важны для начала успешного обучения ребёнка.  

Основные факторы, которые показывают степень готовности детей к школьному обучению.

Физический фактор. Есть определённые нормы физического развития дошкольников, которые обуславливаются такими показателями, как вес, рост, зрение, слух, моторика, мышечный тонус, нервная система и состояние здоровья в целом.

Интеллектуальный фактор. Многие рекомендуют делать упор именно на этот показатель, но здесь, главное, не переусердствовать и не отбить охоту у юного школьника учиться.

ü к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний;

ü он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее;

ü ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен;

ü должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.

Социальный и личностный фактор. У детей к началу учебного процесса уже должна сформироваться личностная картина всего происходящего.

ü ребенок должен уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;

ü ребенок должен адекватно реагировать на замечания взрослых и сверстников;

ü ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;

ü ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.

Эмоционально-волевой фактор. Можно считать этот фактор сформированным, если школьник умеет ставить себе цели, намечать какие-то планы, принимать решения и прилагать усилия к их последующей реализации.  

Познавательная готовность ребенка к школе.

Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок в 6-7 лет?

1) Внимание.

• Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.

• Находить сходства и отличия между предметами, картинками.

• Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор.

• Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции.

Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.

2) Память.

• Запоминание 10-12 картинок.

• Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.

• Пересказ текста из 4-5 предложений.

3) Мышление.

• Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п.

• Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», и т. д.

• Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом.

• Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.

• Сложить из бумаги вместе со взрослым, простой предмет: лодочку, кораблик.

4) Мелкая моторика.

• Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.

• Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.

• Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.

• Выполнять аппликации.

5) Математика.

• Цифры от 0 до 10.

• Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.

• Арифметические знаки: « », «-«, «=».

• Деление круга, квадрата напополам, четыре части.

• Ориентирование в пространстве и на листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т. п.

В общей совокупности все эти факторы и показывают степень готовности ребёнка к учебному процессу.

                                   

  Правильно дышим – красиво говорим

Дыхание – это жизнь.

Аристотель

                                    Работа по развитию речевого дыхания.

            

     Источником образования звуков речи являются воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.

  • Речевое дыхание, в отличии от неречевого, автоматического, является произвольным.
  • При речевом дыхании вдох и выдох осуществляются через нос, вдох по продолжительности почти равен выдоху.
  • Речевое дыхание осуществляется через рот, вдох совершается быстро, выдох замедлен.
  • При неречевом дыхании за вдохом сразу следует выдох, затем пауза.
  • При речевом дыхании, наоборот, за вдохом следует пауза, а затем плавный выдох.

Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмально-рёберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межрёберных мышц. Активная нижняя, самая ёмкая часть лёгких. Верхние отделы грудной клетки, также плечи практически остаются неподвижными.

Контролировать правильное речевое дыхание поможет собственная ладонь, если её положить на область диафрагмы, то есть между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя  часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

   Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т.д.

   Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на выдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным  воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей.

   Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены  добирать воздух. Часто такие дети недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шёпотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечёткой, судорожной, с захлёбыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

   Речевое  дыхание считается неправильным, если выявляются следующие ошибки:

  • подъём грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе;
  • слишком большой вдох;
  • учащённость дыхания;
  • укороченность выдоха;
  • неумение делать незаметный для окружающих добор воздуха;
  • неправильная осанка;

Основные задачи в работе над развитием речевого дыхания.

  1. Вырабатывать свободный плавный удлинённый выдох, используя специальные упражнения.
  2. Путём подражания речи взрослого воспитывать умение произносить небольшие фразы или смысловые отрезки на одном выдохе.

Игры для развития речевого дыхания

«Загони мяч в ворота»

Вытяни губы трубочкой и с силой дуй на ватный шарик на столе, стараясь загнать его в «ворота» (между двумя кубиками). 
«Сдуй снежинку с ладошки»

Снег, снег кружится,

Белая вся улица!

Собрался мы в кружок,

Завертелись как снежок.

Улыбнись, немного высуни язык и положи его широкий край на нижнюю губу. Сделай вдох через нос и, как бы произнося долго Ф-Ф-Ф, сдуй ватный шарик — «снежинку» с ладони. Повтори три-четыре раза, следя, чтобы не надувались щёки. (Главное, чтобы ребёнок произносил звук, похожий на [Ф], а не на [X], т. е. воздушная струя должна быть узкая, а не рассеянная).  

«Метелица» В пустую пластиковую прозрачную бутылочку насыпать пенопластовых шариков. Ребёнок через коктейльную трубочку дует, шарики движутся от воздушной струи, образуя «метель». Важно дуть, не надувая щёк.

«Вертушка»

Дуют дети на вертушку

Очень славная игрушка!

Крутится, вращается,

Детишкам очень нравится!

Длительно произносить звукосочетание «ФУУУУУУ».  

«Кораблик»

По волнам корабль плывёт.

Ты вдохни, надуй живот.

А теперь ты выдыхай

И кораблик опускай.

Руки положить на область диафрагмы. Плавно и неторопливо вдохнуть носом и ртом так, чтобы верхняя передняя стенка живота выпятилась вперёд, поднимая руки. Выдох производится через рот плавно и по возможности полнее. При этом живот опускается и в конце выдоха втягивается. Для контроля ротового выдоха рекомендуется произносить звуки «шшшш…» или «ффф…».  

«Надуй шарик»

Вот мы шарик надуваем,

А рукою проверяем:

Шарик лопнул — выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.

Выбрать удобную позу (сидя, стоя), положить одну руку на живот, другую — сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделать глубокий вдох через нос (живот при этом немного выпячивается вперед, а нижняя часть грудной клетки расширяется, что контролируется одной или другой рукой). После вдоха сразу же произвести свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение).  

«Наклоны» Выполняется стоя, ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вперед вверх — глубокий вдох (надуть живот), опустить руки вниз и, отведя их назад, наклониться вперед — полный выдох (живот втягивается).


                                                 Упражнения по развитию навыка чтения                

Логические упражнения:

1. Что общего в словах и чем они различаются?

мел — мель, мал — мял, мыл — мил.

2. Назови одним словом.

Чиж, грач, сова, ласточка, стриж;

ножницы, клещи, молоток, пила, грабли.

3. Какое слово лишнее и почему?

Красивый, синий, красный, жёлтый;

минута, время, час, секунда.

4. Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог.

Колос, рота, ваза;

кора, лото, боксёр.

5. Раздели слова на группы.

Заяц, горох, ёж, медведь, капуста, волк, огурец;

корова, шкаф, стул, диван, коза, овца, стол;

6. К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова.

Травы: клевер, кедр, щавель, подорожник, лиственница, одуванчик;

насекомые: сорока, муха, сова, жук, комар, кукушка, пчела.

Работа с текстом:

  • Прочитай текст самостоятельно, ответь на вопросы.
  • Задай вопросы по тексту или по части текста.
  • Выборочное чтение.
  • Пересказ по вопросам и без них.
  • Повтори скороговорку, предложение, текст.
  • Заучивание четверостиший.
  • Чтение «перевертышей»: Лев ел волов. Иди искать такси, иди.
  • «Угадай-ка»: Чтение предложений, текстов, перекрытых полосками.
  • Скороговорки.
  • Чистоговорки.
  • Чтение шепотом, затем громко, затем про себя.
  • Чтение с убыстрением темпа.
  • Чтение в темпе скороговорки.
  • Прочитать, передавая радость (возмущение, печаль, гордость) в зависимости от текста.

                                     «Дышим правильно - говорим красиво»

     Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхание можно разделить на два вида – речевое и неречевое.

    Неречевое дыхание состоит из вдоха и выдоха, примерно равных по продолжительности. Речевое дыхание отличается от неречевого тем, что вдох менее продолжительный, чем выдох. Для того чтобы можно было произнести развернутую фразу с правильной интонацией, нужно владеть и развивать речевое дыхание.

   Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, чёткая и ненапряжённая артикуляция. Наиболее правильным, удобным для речи является дыхание с участием диафрагмы и межрёберных мышц. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Для выработки правильного речевого дыхания можно использовать разные игровые упражнения.

Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно и развивать способность направлять воздушную струю в нужном направлении.

Во время проведения дыхательных упражнений  необходимо осуществлять постоянный контроль над правильностью дыхания.

Параметры правильного ротового выдоха:

- выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";

- выдох происходит плавно, а не толчками;

- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;

- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);

- выдыхать следует, пока не закончится воздух;

- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики:

Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.

Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.

Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.

Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди. 

Игры и упражнения для развития плавного ротового выдоха

Листопад

Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.

Оборудование: вырезанные из тонкой двухсторонней цветной бумаги желтые, красные, оранжевые листочки; ведерко.

Ход игры: Взрослый выкладывает на столе листочки, напоминает детям про осень.

- Представьте, что сейчас осень. Красные, желтые, оранжевые листья падают с деревьев. Подул ветер - разбросал все листья по земле! Давайте сделаем ветер - подуем на листья!

Взрослый вместе с детьми дует на листья, пока все листочки не окажутся на полу. При этом необходимо следить за правильностью осуществления ротового выдоха, а также за тем, чтобы дети не переутомлялись.

- Все листики на земле...Давайте соберем листочки в ведерко.Затем игра повторяется снова.

Песня ветра

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: китайский колокольчик "песня ветра".

Ход игры: Подвесьте колокольчик на удобном для ребенка расстоянии (на уровне лица стоящего ребенка) и предложите подуть на него. Обратите внимание на то, какой мелодичный получается звук. Затем предложите подуть сильнее - звук стал громче.

Воздушный шарик

Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: обычный воздушный шар на ниточке.

Ход игры: Повесьте воздушный шар на уровне лица ребенка. Подуйте на шар так, чтобы он высоко взлетел, затем предложите подуть ребенку.

Возможен более сложный вариант игры. Подбросьте воздушный шарик вверх. Предложите ребенку подуть на шарик несколько раз так, чтобы он подольше не опускался на пол.

- Давай дуть на шарик, чтобы он не упал вниз. Вот так! Сильнее!

Плыви, кораблик!

Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: бумажные или пластмассовые кораблики; таз с водой.

Ход игры: На невысокий стол поставьте таз с водой, в котором плавает пластмассовый кораблик.  Взрослый дует на кораблик, затем предлагает подуть ребенку.

- Представь, что это море. Давай пустим в плавание кораблик. Смотри, какой сильный ветер! Как быстро поплыл наш корабль. А теперь ты попробуй. Молодец!

Игру можно усложнить, предложив ребенку покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. В этом случае струя воздуха во время ротового выдоха должна быть не только сильной, но и направленной.

Бульки

Цель: развитие сильного ротового выдоха; обучение умению дуть через трубочку; активизация губных мышц.

Оборудование: стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра.

Ход игры: В стакан, наполовину наполненный водой, опустите коктейльную трубочку и подуйте в нее - пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность. Затем дайте трубочку ребенку и предложите подуть.

- Давай сделаем веселые бульки! Возьми трубочку и подуй в стакан воды. Если дуть слабо - получаются маленькие бульки. А если подуть сильно, то получается целая буря! Давай устроим бурю!

По "буре" в воде можно легко оценить силу выдоха и его длительность. В начале занятий диаметр трубочки должен быть 5-6 мм, в дальнейшем можно использовать более тонкие трубочки.

Многие дети, которые привыкли пить сок из пакетиков через трубочку, не сразу понимают, что от них требуется, могут начать пить воду (поэтому на всякий случай лучше использовать очищенную питьевую воду). В этом случае сначала предложите подуть через трубочку на кусочек ватки на столе или на ладошку, чтобы почувствовать выходящий из трубочки воздух.

Кроме этого, ребенок может, держа трубочку в губах, выдыхать воздух через нос. В этом случае следует аккуратно зажать нос малыша пальцами и предложить подуть снова.

День рождения

Цель: развитие сильного длительного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: зефир в шоколаде или пастила; маленькие свечки для торта; игрушечный мишка.

Ход игры: Приготовьте зефир в шоколаде или пастилу и воткните одну или несколько праздничных свечек - сегодня "день рождения мишки". Вместе с ребенком накройте на стол, используя игрушечную посуду, пригласите гостей - зайчика и куклу, спойте для мишки песенку. Затем торжественно внесите "праздничный торт" с зажженной свечой.

-У мишки сегодня день рождения. Ему исполняется один (или больше) год. Давай поздравим мишку! Вот праздничный торт - помоги мишке задуть свечи.

Когда ребенок задувает свечу, следите, чтобы выдох был длительным, сильным и плавным. Объясните малышу, что у него есть несколько попыток, в каждую из которых дуть можно только один раз. Если свеча не потухла - снова набираем в грудь воздух и пробуем еще раз.

Вначале ставьте свечу на расстоянии около 30 см от ребенка. Постепенно расстояние от ребенка до свечи можно увеличивать до 40-50 см. Объясните ребенку, что придвигаться к свече слишком близко не следует и её нельзя трогать руками.

Перышко, лети!

Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: птичье перышко.

Ход игры: Подбросьте перышко вверх и дуйте на него, не давая упасть вниз. Затем предложите подуть ребенку. Обратите его внимание на то, что дуть нужно сильно, направляя струю воздуха на перышко снизу вверх.

Свистульки

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: детские керамические, деревянные или пластмассовые свистульки в виде различных птиц и животных.

Ход игры: Предложить устроить лесной концерт, каждый из зверей и птиц поёт свою песенку!

Игру можно повторить несколько раз.

Желаю успехов!

                                                                                          

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.